К такому выводу пришли аналитики туристического сервиса "Туту.ру", проанализировав базы бронирования билетов.
Например, в Мюнхен можно купить билет (туда-обратно) за 15,5 тысячи рублей, в Минск - за 7,5 тысячи рублей, в Стамбул (Турция) -13,3 тысячи рублей. Еще более значительное падение цен на авиабилеты - примерно на 40 процентов - отмечается по маршрутам Москва - Ларнака (Кипр), Москва - Лондон (Великобритания), Москва - Рим (Италия).
Билеты до 20 тысяч рублей в обе стороны можно купить в Тель-Авив (Израиль) и Анталью (Турция) с вылетом из Москвы (они подешевели на 10-15 процентов по сравнению с прошлой весной).
То есть в целом после стабилизации курса рубля и запуска перевозчиками новой линейки тарифов средняя цена на авиационные билеты весной этого года по сравнению с мартом - маем 2016 года стала ниже на 20 процентов.
Выгоднее всего приобретать билеты в европейские страны - здесь заметно снижение средних цен на авиабилеты примерно на 25 процентов, считают в "Туту.ру".
Но что такое новые тарифы, за счет чего перевозчики снижают стоимость билетов - за счет услуг на борту самолета и других мелочей?
Так, одна из авиакомпаний решила, что сможет больше сэкономить на уборке салона, если в креслах пассажиров не будет карманов. Все уже привыкли, что в них сзади есть карманы, где лежит инструкция по безопасности, рекламные журналы. Пассажиры еще туда складывают мусор и не всегда его отдают бортпроводникам. Теперь на ряде рейсов некоторых перевозчиков мусор складывать будет некуда.
Возможно, это переймут и другие авиакомпании, чтобы сэкономить на уборке салона, ведь цена - решающий фактор. И оказалось, что, сэкономив на предоставлении бесплатных услуг, можно заработать на продаже бутерброда на борту, провозе чемодана.
Авиакомпании научились не тратиться на услуги, а зарабатывать на них, отметил ведущий научный сотрудник Центра инфраструктурных проектов НИУ "Высшая школа экономики" Федор Борисов.
Сегодня бортпроводники из сервиса плавно перекочевали в функциональный раздел безопасности полетов, а сами авиакомпании научились этим очень умело спекулировать для оправдания вводимых ограничений. Стюардесса теперь скорее цербер, присматривающий за тем, чтобы пассажиры строго выполняли свои обязанности, отметил Борисов.
Так есть ли дно снижения сервиса обслуживания пассажиров?
Ценовая конкуренция для авиарынка ограничена, и в конечном счете настает момент, когда снижать цены уже невозможно, считает эксперт. Конечно, в счет не берутся варианты демпинга, которые приводят к банкротству авиакомпаний.
Компании снова будут вынуждены включаться в гонку качества, переманивая клиентов друг у друга, прогнозирует Федор Борисов. "Количество пассажиров в любом случае, конечно, не беспредельно. Поэтому границы рынка, раздвинутые дискаунтерами, также имеют предел, за которым начнется борьба не за нового, а за существующего пассажира", - отметил он.
Но когда именно это произойдет, ответ за пассажиром, пока для него решающим фактором остается цена. И мы готовы потерпеть пару-тройку часов, упираясь коленками в спинку кресла, чтобы добраться до места назначения.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"