Галерея РОСИЗО продолжила цикл "Всегда современное"

#ТРИ. Дмитрий Жилинский. Игорь Обросов. Оскар Рабин. Галерея РОСИЗО, ВДНХ

"В черном цвете - огромное количество оттенков, в природе чисто черного цвета нет. А столкновение черного и белого дает мне выражение мыслей о предмете и человеке", - к этим словам художника Игоря Обросова, сказанным за год до его смерти в 2010-м, стоит прислушаться. Чтобы понять художника.

Вот в этом женском портрете на фоне колоннад есть лишь черный (в него выкрашены земля и вода), белый (прекрасный лик незнакомки) и ярко-каштановый (ее волосы). Не больше цветов и в деревенских, походных пейзажах, в портретах Ахмадуллиной, Ульянова, художников Никонова и Попкова. Образы воспоминаний почти все черно-белые, словно с негативов, иногда лишь возникает третий цвет, как особый, чувствительный нерв.

Галерея РОСИЗО продолжает свой цикл "Всегда современное", представляющий знаковые работы отечественных художников с начала XX века до наших дней. В своем зале в 66-м павильоне ВДНХ галерея представила трех крупнейших мастеров, начинавших еще в 50-х, - Дмитрия Жилинского, Оскара Рабина, Игоря Обросова, художников, разных по стилям, но близких по взгляду на действительность. Собравшему для одной выставки свыше ста работ из собраний художников и их семей, вещей из частных коллекций куратору Петру Баранову удалось взглянуть на художественную эпоху как на общность противоположностей, сложившуюся из творчества разных мастеров.

Лауреат госпремий, народный художник РСФСР Дмитрий Жилинский (те же звания были у Обросова) - это фотографическое правдоподобие и свобода от мелочей. Он пришел к "ренессансным" резкости и контрастному сочетанию цветов, притягивающему взгляд, - и кураторы напомнили об этом зрителю, собрав в залах едва ли не лучшие работы Жилинского. Икона эпохи, гимн советскому спорту, "Гимнасты", встречают посетителей уже в первом зале, следом - ностальгически теплая "Семья у моря", мама в купальнике с сыном и дочкой, "Адам и Ева" из 60-х на густо-синем райском фоне. Темпера по левкасу, древнерусски-иконное сочетание техник и цветов, найденное художником, можно разглядеть во впервые выставленной "Тайной вечере", где главные герои - его друзья, дочь и сын.

"Всегда современен" и Оскар Рабин, не снискавший званий в СССР, но заработавший имя в Европе и единственный из "трех" доживший до наших времен. А лучше сказать, что всегда вне времени были его полуабстрактные экспрессионистские натюрморты, сотканные из детских и взрослых ассоциаций героя "бульдозерной" и "манежной" выставок. Газетная полоса с портретом под скорлупой пасхального яйца, вобла, отбитая о ребро стола, покосившиеся бараки... Художник, почему-то считавшийся главным нонконформистом 70-х, скорее размышлял о времени и о себе...