Смотрительнице пензенского храма исполнилось сто лет

Старожил села Саполга Александра Черняева в свои сто лет живет одна в небольшом домишке.

Сама хлопочет по хозяйству, готовит себе обед. У нее строго заведено - в пост не ест ничего скоромного. В избе-пятистенке тоже скромно - из мебели только кровать да обеденный стол. Нет ни телевизора, ни радио. Новости, как и раньше, Александра Егоровна узнает из газет. Но дома их не хранит - разносит почитать соседям. Единственным украшением ее стен служат иконы. Хотя это далеко не все принадлежащие ей святыни. Большую часть она отдала в молельный дом, который отстроила по соседству на собственные средства и пожертвования земляков.

Священник наведывается в Саполгу раз в месяц, в остальное время Александра Егоровна исполняет нехитрый ритуал: зажигает свечи, читает молитвы. Если кому-то из односельчан нужно, может и среди ночи встать, чтобы отворить двери молельни.

Баба Шура, как зовут смотрительницу односельчане, начала обустраивать молельный дом, когда ей перевалило за 80. Говорила, чтоб за тридевять верст не возили отпевать. Но с тех пор про кончину не думает - нет времени.

В Саполге, где проживают 400 человек, церкви не было со времен большевиков. Из поколения в поколение старики охали и вздыхали по этому поводу, но ничего не менялось. Пока за дело не взялась баба Шура. Она бросила клич среди односельчан, ходила по домам, собирала копеечку. Отказать бабушке никто не мог. Потом добавила свои средства и купила опустевший дом, сделала ремонт. Специально ездила к митрополиту в Пензу, чтобы попросить благословения. Так над Саполгой зазвучал колокольный звон.

Кстати, молельный дом - не единственная достопримечательность Саполги. По настоятельной просьбе и при спонсировании бабы Шуры недавно на окраине села был установлен крест на братской могиле в память о жертвах голода. В 30-е годы здесь был мор, за зиму умерли около 700 человек. Рыть могилы и устанавливать памятники было некому. Потом грянула война. В 23 года Александра Черняева осталась вдовой с двумя маленькими детьми на руках.

- Выжила молитвой. Просила Господа помочь поднять детей! Всегда говорила: помоги, а я тогда никому ни в чем не откажу, - говорит Александра Егоровна.

Это стало ее жизненным правилом. Теперь дети выросли, уже праправнуков дождалась.

С недавних пор лампадка горит не только в ее сердце.

Недавно она узнала, что в соседнем селе тоже всем миром решили восстановить храм. И пожертвовала на него всю месячную пенсию. Правда, рассказывать не велела. Но молва быстро облетела округу. Если баба Шура подключилась, то и этот храм обязательно восстановят.