09.03.2017 12:48
Поделиться

В Самаре разгорелся скандал из-за пятидневки в интернате для слепых

Переход на пятидневку в самарской школе-интернате N17 обернулся шквалом разгромных публикаций в СМИ, требующих вернуть родителям слепых учеников возможность оставлять их в стенах коррекционного учреждения и на выходные. В ситуации разбиралась "РГ".

Каждый уик-энд домой - физически невозможно

Из 198 воспитанников интерната 21- из отдаленных уголков Самарской губернии, в восьми семьях из-за отсутствия личного автомобиля есть проблемы с доставкой детей. Проблемы эти были и раньше, но с переходом на пятидневку они обернулись пропусками занятий: не все родители смогли перестроить свою жизнь под нужды ребенка. Но жалоб не писали...

Шум против закрытия интерната на выходные подняли его бывшие воспитанники Валерий Ремизов и Федор Замыцкий, ныне студенты самарских вузов. У Федора в 11 классе учится младшая сестра Ксения. Слабовидящая девушка живет с мамой и младшей сестрой в селе Маза Шигонского района. Ей 18 лет, вот уже несколько лет она ездит на учебу одна по нотариально заверенному разрешению.

- Из села до школы за 200 километров можно добраться только в понедельник к обеду, а, чтобы успеть на автобус обратно в деревню, нужно уезжать из областного центра рано утром в пятницу.

Получается, что чисто физически соблюдать учебный режим невозможно, - пояснил корреспонденту "РГ" Федор. - Сначала мы подняли эту проблему, памятуя о личном опыте. Я также не мог часто ездить домой в старших классах, выбирался раз в месяц-полтора. Да и накладно это по деньгам, приходилось ведь делать несколько пересадок.

Молодых людей приняли в региональном минобразования и пояснили, что интернат - не сиротское учреждение: родители и без того освобождены от воспитания и бытовой заботы о детях из районов по будням. Еще добавили: введены новые СанПиНы, которые якобы запрещают детям жить там, где они учатся. И теперь это просто школа, хотя и коррекционная. Но самый главный аргумент чиновников - нет ни одной претензии от родителей. Никто не пожаловался ни в интернат, ни в министерство, ни детскому омбудсмену.

- Правда, после визита в минобр мы обзвонили родителей из дальних районов и убедились, что проблема есть у многих. Просто у нас люди не верят, что можно что-то исправить, вот и не жаловались, дабы не навредить собственному ребенку, - убежден Федор.

Парни снова забили тревогу. На этот раз представляя интересы уже нескольких семей. Чиновники были вынуждены с комиссией доехать до села Мазы к матери Ксении Татьяне Замыцкой. По словам руководства интерната, женщина уже несколько лет не приезжала в учебное заведение и вообще не контактировала с учителями. Но в этот раз по просьбе педагогов Татьяна написала заявление, в котором попросила оставлять по необходимости ее дочь в интернате на выходные. Еще по семи семьям, проживающим в глубинке и не имеющим автомобилей, администрация школы обещала разобраться в ближайшее время. Что же касается Ксении, то в первое же воскресенье февраля, на которое было написано заявление, в интернат она так и не доехала, хотя ради нее вышел на работу воспитатель.

Подъем в 3.50

- Мы раз в полгода лежим со старшей дочкой в областной больнице имени Ерошевского, нам сразу сказали: пойдете в обычную школу - ребенок ослепнет, - рассказывает мама пятиклассницы Маши Вершининой. - А специализированных школ в губернии только две - в Тольятти и эта школа в Самаре.

Поэтому мама Маши Евгения заранее за десять месяцев до поступления приехала в интернат, чтобы узнать, как правильно собрать дочку в школу. Говорит, что главное для семьи даже не обучение по Брайлю и перспектива поступления в вуз, а то "что моего ребенка здесь учат... жить, она у меня стала очень самостоятельной".

Но дорога к знаниям для Маши и ее мамы оказалась не из легких. Утром в понедельник будильник ставят на 3.50. В 4.30 уже выходят из дому в маленьком городке Октябрьск. На 5-часовой электричке пару часов добираются до Самары. Затем еще минут сорок на маршрутке по городу. И последние 15 - пешком до школы. Почти всегда мама с Машей успевают к первому уроку - к 8.30. В пятницу Евгении предстоит совершить тот же путь одной, чтобы после 14.00 забрать дочку домой. Получается, что два рабочих дня из пяти у взрослого человека пропадают. Отпускать девочку одну нельзя не только потому, что мала. На солнце Маша не видит совсем.

- В прошлом году я забирала ребенка через выходные, это было удобно. А в этом году позвонили в конце августа и сообщили, что дочку теперь в интернате можно оставлять только в будни - я была в шоке. Ведь у меня еще младшая первоклассница, жду третьего ребенка, конечно, ездить в город так часто тяжело.

На вопрос, почему же Евгения не дошла со своей проблемой до администрации школы, она призналась, что не привыкла спорить. В какую сумму обходится семье дорога к знаниям, Евгения уточнять не стала: дочке полагается пособие по инвалидности, его-то и тратят. Благо, в самом интернате все бесплатно, доплачивают только за фортепьяно по 500 рублей в месяц. Девочка уже пятый год занимается на инструменте. Педагоги из музыкальной школы приходят сюда сами. Мама говорит, что дома нет возможности возить ребенка по дополнительным занятиям, так что и здесь интернат выручает.

Для Маши сделали исключение. Разрешили написать заявление, по которому ребенок по крайней необходимости (погодные условия, болезнь родителей) сможет оставаться в интернате на выходные. А фактически договорились, что девочку будут забирать, как и раньше, дважды в месяц.

Пока взрослые решали вопросы доставки, ученице географическая тема про айсберги никак не давалась. В это утро весь первый урок Маша проревела в голос. Для 10-летнего человечка разлука с мамой на две недели - это так долго.

- Вот вам живая иллюстрация, - качает головой замдиректора интерната Анна Патокина. - Мы же говорим, что дети должны жить в семье, пятидневка вводилась для них...

А директор Галина Коскова вспомнила, что Ксюшу Замыцкую привезли учиться в первый класс после нескольких обращений в службу опеки к середине сентября в шлепках на босу ногу, а забрали в первый раз, когда уже выпал снег. "Мы этой семье уже третьего ребенка растим, у Ксюши и Федора есть еще старший брат, который тоже был нашим учеником. Федор - умница, учеба ему легко давалась. У Ксении с учебой не все ладится, конечно, отметки ей никто не снижает за вынужденные прогулы, как некоторые СМИ писали, просто она не такая способная, как Федор", - объясняет директор.

Вспоминают педагоги и другую историю. Одна из их воспитанниц, Даша, всю неделю не ела, собирала апельсины, дети же в интернате на гособеспечении, им фрукты полагаются. Берегла, чтобы отдать маме в подарок. А в субботу за слепым ребенком никто не приехал, мама ушла в запой. Что уж скрывать, асоциальными родителями здесь никого не удивишь. Дабы таких историй было поменьше, чтобы дети росли в семье, а не в казенном учреждении, и поменялись федеральные стандарты. Но скудость семейного кошелька, плохое сообщение между дальними поселками и областным центром, а также неправильный образ жизни родителей по-прежнему заставляют детей взрослеть раньше срока.

За чей счет выходные?

Можно сказать, что проблема для нескольких семей решена. По выходным дважды в месяц здесь для оставшихся воспитанников будут дежурить воспитатель и повар. Но вот вопрос с оплатой их труда так и остался открытым. Галина Коскова просила не поднимать эту больную тему, ограничившись фразой: "решать будем за счет внутреннего перераспределения". Бюджетные средства-то выделяют на ученика, находящегося на гособеспечении только пять дней в неделю, ведь сироты здесь больше не учатся. Да и в следующем учебном году проблему вряд ли решат в пользу школьной "копилки". Денег в областном бюджете и так не хватает уже на ряд обязательств. Так поясняют проблему высокие чиновники. Но будем надеяться, что сотрудники школы не потеряют в зарплате из-за внепланового перераспределения финансирования.

Выходная суббота: "за" и "против"

- На совещании, посвященном проблемам таких учреждений, прозвучало предложение организовать подвоз детей по Самаре, - рассказала уполномоченный по правам ребенка в Самарской области Татьяна Козлова. - Но нужно сначала выяснить реальную потребность в этом.

Как пояснила "РГ" замдиректора школы-интерната для глухих и слабослышащих Самары Элина Барченко, в их учебном заведении пятидневка практикуется давно:

- Наши родители, наоборот, с облегчением вздохнули, когда суббота стала выходным. Этим летом к нам поступил новый ребенок из области, я маму спрашиваю: вы знаете, что в пятницу ребенка надо будет забирать, справитесь? А она отвечает: мой ребенок получает пенсию, которую нужно тратить именно на его нужды, а школа - для него необходимость. Вот так и сказала, я даже удивилась, обычно родители жалуются, что денег не хватает.

При этом к школе для глухих на улице Майской добраться на общественном транспорте невозможно. Идти с километр приходится по дороге. Для ребенка, не слышащего шум приближающегося транспорта, такой путь невозможен. Поэтому к интернату от ближайшей остановки городского автобуса пустили школьный транспорт. Сейчас решается вопрос об открытии еще одного маршрута, возможно, учеников будут собирать на площади Революции.

Вопрос ребром

Когда верстался номер, стало известно, что только четверо родителей написали заявление в школу-интернат N17 для слепых воспитанников, чтобы детей оставляли на выходные. Из них одного ребенка будут привозить в воскресенье вечером. Таким образом, у родителей все же появился выбор, а скандальная ситуация разрешилась.