09.03.2017 09:10
    Поделиться

    В Сибири выросла конкуренция среди организаторов квестов

    Сибиряки в качестве подарка все чаще выбирают "впечатления", а не вещи. Об этом свидетельствует рост популярности такого времяпрепровождения как реалити-квесты (приключенческая игра).

    Среди сибирских городов безусловным лидером в этой сфере досуга остается Новосибирск. Если в декабре 2014 года здесь насчитывалось шестнадцать компаний, предоставляющих услуги данного вида, то в июне 2015-го их число достигло пятидесяти, а сегодня работают 54, которыми разработаны около 150 локаций (квестов). В Красноярске таких компаний 42, в Барнауле -19, в Кемерове - 15. В 2015 году участники сибирского рынка анонсировали создание более 250 новых локаций, но открыть смогли не все.

    Квесты рассчитаны на самую различную аудиторию детей и взрослых. Для школьников их проводят на исторические темы, в Новосибирском академическом театре - по мотивам премьерных постановок, в музеях - на знание истории края, есть даже квесты в передвижном трейлере, но основная доля - это реалити-квесты от компаний, специализирующихся на этом виде услуг.

    В ассоциации "Сибквест" лидерство Новосибирска объясняют тем, что именно отсюда началось квестовое движение в Сибири, и здесь же случился его бум. Соседние города не могут похвастать таким стремительным развитием. Когда в Новосибирске уже было несколько десятков локаций, в ближайших городах появлялось по три-пять в год. Впрочем, столица Сибири лидирует и по числу закрытых квестов: за два последних года 48 компаний прекратили свое существование или перешли под другой бренд, в то время как в некоторых сибирских городах квесты только начинают появляться.

    - С одной стороны, мы отмечаем всплеск интереса клиентов к необычным формам мероприятий. Новизна квестов как формата не исчерпана. Кроме того, у этого направления есть ряд сильных сторон - возможность погрузиться на время в новую игровую реальность, азарт, возникающий при решении задач. В условиях переизбытка информации билет в другой мир, где ты можешь стать героем детектива, триллера или любимого фильма, - вполне привлекательное предложение. Главная и основная причина популярности квестов - это "усталость" от ежедневной рутины и повседневности, - отмечает управляющий партнер агентства маркетинговых решений "Команда А" Анна Динельт.

    По словам экспертов, востребованность и растущая популярность такого досуга связаны с тем, что людям нужно отдыхать после работы и развлекаться, и они ищут новые способы, как это сделать. Квест - отличный вариант времяпровождения с друзьями, семьей, коллегами.

    - Пока есть спрос, будет и предложение. Спрос растет, квестоманов становится все больше. Есть люди, которым так нравится проходить разные локации, что они устраивают туры по городам. Это можно отнести к одному из туристических направлений, - отмечает опытный квестоман Екатерина Петухова.

    И все же истинных фанатов, несмотря на популярность движения, не так много. Как показал опрос, проведенный на улицах Томска, более половины респондентов не знают о квестах ничего. Поэтому, отмечают эксперты, сейчас некоторые компании ориентируются не только на игровых "профи", но и на новичков.

    О лучших квестах не берутся судить даже профессионалы. Локация может быть красивой и богатой, но сам квест окажется скучным или слишком легким. В каждом городе всегда представлены несколько достойных проектов. Как правило, игрокам нравятся технологичные, сложные и логические квесты, в которых непросто докопаться до истины. Тенденция последнего времени - пугающие истории.

    - Здесь мнения расходятся. Дело в том, что кому-то больше нравятся "страшилки", а кому-то приключения, детективы или все, что связано с картами. Поэтому вопрос действительно спорный. В любом городе, несомненно, найдутся интересные локации, разработанные в разных жанрах. Все зависит от того, как компании, организующие игры, составят сюжет, головоломки, придумают изюминку. Вообще большинству игроков нравятся хорроры (страшные квесты). Эту тенденцию заметили в Томске и Красноярске, и здесь подавляющее большинство популярных квестов - хорроры. Кстати, по моим наблюдением, Томск с численностью населения чуть более полумиллиона человек сейчас наиболее активно развивает квесты и успешно с этим справляется - спрос на них очень большой. Скорее всего, это связано с тем, что Томск - город молодых, здесь много вузов и студентов, которым хочется "разгрузить" свою голову и переключиться с учебы на что-то другое, - отмечает Екатерина Петухова.

    За последний год безусловным лидером в открытии новых квестов, помимо Новосибирска и Томска, эксперты называют Красноярск. Здесь их стабильно открывают каждый месяц и сразу по несколько.

    "Даже в больших сибирских городах не так много мест для развлечений, и именно реалити-квесты привнесли в нашу жизнь много новых эмоций. Тем более данный вид досуга сопоставим по стоимости с тем же билетом в кино или театр, и уж точно дешевле похода в кафе", - убеждены в "Сибквестах".

    Цены, правда, отличается. Так, в Новосибирске, Кемерове средняя цена за игру для команды от двух до четырех человек составляет две с половиной тысячи рублей, в Томске - до трех тысяч. Дешевле всего сыграть в Барнауле - две тысячи рублей, дороже в Красноярске - от трех тысяч рублей. Дороговизна квестов обусловлена наличием в них актера или нескольких актеров (преимущественно их привлекают в хоррор-квесты), а также большими финансовыми вложениями в обустройство локации. Но организаторы охотно идут на снижение цен в праздничные дни, студентам или пенсионерам посещение обходится дешевле.

    По прогнозам экспертов, новые игроки на рынке появляться будут, но в ближайшее время выжить смогут те компании, у которых будет минимум две локации. Немалые средства требуются для "раскрутки" проекта, новых идей, привлечения авторов (сценаристов) и обустройства мест проведения квестов, которые чаще всего расположены в подвалах многоэтажных домов, зданиях бывших фабрик или заводских помещениях.

    Безусловно, будущее - за большими проектами с антуражными и технологичными квестами. Еще одна тенденция - объединение или слияние компаний. В мае 2015 года были зафиксированы первые продажи такого бизнеса, раз в несколько месяцев на различных сайтах стали появляться соответствующие объявления, и эта тенденция сохраняется.

    Уже очевидно, что квесты заняли свою нишу на рынке развлечений. Но не стоит забывать о том, что это "одноразовый продукт": потребитель, один раз сходив в определенную локацию, больше туда не пойдет. Поэтому создателям квестов нужно постоянно совершенствовать локации, развивать бизнес. Например, один из старейших участников рынка в Новосибирске в этом году создал совершенно новый формат коллективного отдыха - тактильный экшен на основе любимой с детства классической игры в прятки.

    - Число предложений на рынке растет, что связано не только с интересом к этому виду развлечений, но и с низкой стоимостью посещений. А это таит в себе ряд опасностей - организаторы экономят на антураже, на качестве. В итоге получается слабая подделка, которая может в дальнейшем полностью отбить любой интерес. Уверена, что это не катастрофа, ведь есть естественный отбор, в итоге которого останутся те, кто предлагает действительно уникальную услугу, - подчеркивает Анна Динельт.

    Справка "РГ"

    Реалити-квест - игра, в которой определенному количеству участников (от двух до шести), примерно за один час нужно найти выход из запертой комнаты, решить головоломки, подобрать коды или ключи, используя для этого окружающие предметы. Суть игры определяется сценарием конкретной локации. По данным ассоциации "Сибквесты", в феврале 2017 года в Новосибирске одна локация приходилась на десять тысяч человек, в Красноярске - на 10,8 тысячи, в Иркутске - на девять тысяч, в Барнауле - на 16 тысяч, в Кемерове - на 20 тысяч жителей.

    Поделиться