С февраля прошлого года юных спортсменов не пускали на ее территорию. И хотя суд недавно обязал чиновников устранить препятствия для занятия детей парусным спортом, никаких сдвигов пока не произошло.
Спортклуб "Парус" существует с 1982 года на территории Краснодарского водохранилища. В краевом центре это единственная база профессионального парусного спорта. Она была создана по инициативе профсоюзов, а земля в аванпорту водохранилища, то есть на самой безопасной, защищенной от штормов территории, выделена решением горисполкома и передана по акту целевым назначением под строительство клуба.
С 1998 года "Парус" существует в форме автономной некоммерческой организации. Решением сначала горисполкома, а потом мэрии Краснодара в бессрочное пользование ему был передан участок земли общей площадью 8 тысяч 398,51 квадратного метра (около гектара) для эксплуатаций зданий и сооружений яхт-клуба. А в 1999-м Федеральное агентство водных ресурсов выдало лицензию на право пользования водным объектом в аванпорту Краснодарского водохранилища. Лицензия получена до 2019 года, причем сейчас у яхт-клуба единственный учредитель - Краснодарская городская федерация парусного спорта.
По соседству с "Парусом" расположены лодочная стоянка военного училища и коммерческая фирма по сборке японских автомобилей. А чуть дальше, практически на шлюзах, но уже на территории Республики Адыгея на площади 1,5 гектара находится плавбаза Краснодарского университета физической культуры. И что интересно: береговая земля под строениями у всех этих организаций оформлена в собственность. Но когда это попытался сделать спортклуб "Парус", Арбитражный суд не только отказал в закреплении за ним запрашиваемого участка, но и признал самостроем возведенные на берегу здания, возложив на руководство клуба обязанность их снести. Это решение было вынесено еще в 2010 году, однако в течение шести лет никто не предпринимал попыток для его исполнения.
- Думаю, это делалось специально, чтобы были пропущены сроки для обжалования, - считает директор клуба, и. о. президента краевой федерации парусного спорта Сергей Старков. - Ведь нас уверяли и в мэрии, и в других властных структурах, что клуб никто не тронет. На самом деле еще тогда, наверное, этот участок решили отдать под коммерческий яхт-клуб. Тут сразу за дамбой расположен участок, планируемый под элитные коттеджи с видом на водохранилище. Говорят, наша земля в качестве бонуса как раз и предназначалась застройщику.
Вступившее в законную силу решение Арбитражного суда не исполнялось шесть лет, пока в феврале прошлого года яхтсменов не попросили немедленно освободить занимаемую территорию.
- Об этом нам сообщил некий майор, представившийся сотрудником одной из силовых структур, - рассказывает Сергей Старков. - Он не пояснил, почему взял на себя роль судебного пристава, но после его визита руководство водохранилища распорядилось не пускать детей на территорию яхт-клуба. Что касается взрослых, то для них вход разрешили с единственной целью - чтобы те быстрее вывезли лодки и разобрали строения.
Но тут свое слово взяли родители, по инициативе которых начался сбор подписей в защиту яхт-клуба. В считанные дни под петицией было собрано свыше четырех тысяч подписей, а информация о готовящемся сносе единственного в Краснодаре яхт-клуба, в котором школьники могли заниматься любимым видом спорта абсолютно бесплатно, разлетелась по соцсетям.
Владимир Майстренко - один из самых активных членов созданного год назад родительского комитета спасения яхт-клуба.
- Я с детства увлекаюсь парусным спортом, - рассказывает он. - А дочек сюда привел, когда старшая в первый класс пошла, а младшей исполнилось только пять лет. У нас нет своей лодки, но здесь это не имеет никакого значения. Дети занимаются бесплатно, ездят на соревнования по всей стране. Сейчас обе - члены сборной края по парусному спорту. Прошлым летом старшая, Виолетта, на соревнованиях в Таганроге в личных гонках пришла третьей, а в командных стала чемпионкой России. Мы тогда хотели назвать нашу команду "Вопреки". Ведь чтобы подготовить детей к соревнованиям, тренер был вынужден собрать их у себя дома, в Анапе. Встречали их как героев, потому что они действительно победили вопреки всем обстоятельствам.
Пока юные спортсмены готовились к всероссийским гонкам, их родители держали оборону в Краснодаре, где в набирающий обороты скандал вмешался губернатор Вениамин Кондратьев. Чтобы разобраться в ситуации, он собрал совещание, для участия в котором были приглашены и члены родительского комитета. Инициаторы сноса яхт-клуба ссылались на закон "О борьбе с терроризмом", но не смогли пояснить, почему другие организации, имеющие базы на территории Краснодарского водохранилища, не подпадают под требования этого документа. "Перед законом должны быть все равны", - сказал глава края и распорядился вернуть детям тренировочную базу на Краснодарском водохранилище.
Но напрасно в яхт-клубе надеялись, что их вернут на прежнее место: новую базу соорудили за пределами аванпорта, на продуваемой всеми ветрами площадке.
- Делали все очень быстро, чтобы, судя по всему, отчитаться перед губернатором, а церемонию открытия широко освещали в местных СМИ, - говорит Сергей Старков. - На первый взгляд, вроде действительно база получилась неплохая: есть ангар для хранения лодок, раздевалки, душ, туалет, тренерская и учебный класс. Но тренироваться здесь с детьми небезопасно даже при легком ветре, не говоря уже о штормовой погоде. А ведь у нас занимаются в том числе и совсем маленькие дети. Их безотлагательно нужно возвращать в аванпорт.
Чтобы сделать это, родители обратились в суд с иском об устранении препятствий, чинимых предприятием "Краснодарское водохранилище" и территориальным управлением Росимущества в проведении занятий парусным спортом на базе спортклуба "Парус" с использованием акватории Краснодарского водохранилища. Осенью минувшего года Советский районный суд родительский иск удовлетворил в полном объеме, а на днях коллегия Краснодарского краевого суда, отклонив поданную апелляционную жалобу, оставила без изменения это решение.
Однако детей на территорию аванпорта по-прежнему не пускают. Директор водохранилища Николай Захарчук на просьбу корреспондента "РГ" пояснить свою позицию сказал, что "над ней пока думают юристы". А на вопрос о двойных стандартах - почему подобных проблем не возникло у представителей других организаций, в том числе чисто коммерческих структур, осуществляющих свою деятельность на территории аванпорта, ответил, что у них, в отличие от яхт-клуба, земля оформлена в собственность. Так, может, и "Парусу" ее нужно оформить?
Любовь Коваль, член Краснодарской краевой коллегии адвокатов:
- Совершенно очевидно, что в отношении "Паруса" лица, наделенные властными полномочиями, применяют двойные стандарты. Правильно сказал губернатор, что перед законом должны быть все равны и нельзя одних целенаправленно выдавливать с территории, прилегающей к Краснодарскому водохранилищу, а другим разрешать там работать.
Вынесенными по делу судебными актами установлено, что спортивный яхт-клуб "Парус" имеет все правовые основания для пользования земельным участком, выделенным общественной организации по целевому назначению. Как выяснилось, он относится к землям населенных пунктов, то есть находится в муниципальной собственности, поэтому право собственности РФ на него не зарегистрировано. Из этого следует, что Территориальное управление Росимущества, не будучи собственником земельного участка, не могло требовать сноса строений, принадлежащих яхт-клубу "Парус", так как являлось в арбитражном споре ненадлежащей стороной. Это может послужить основанием для пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам решения, вынесенного Арбитражным судом Краснодарского края шесть лет назад.
Тут надо пояснить, что старая база, которую сейчас хотят снести, размещалась в бухте, ограниченной двумя молами. Они гасили ветер, поэтому волны с водохранилища к месту расположения яхт-клуба никогда не доходили. К тому же лодки на воду спускались по широкой лестнице, а новая выводит сразу на открытую акваторию водохранилища, где большая волна, отражаясь от стенки мола, создает приличную болтанку.
- Парусный спорт - это спорт сильных духом, но нельзя забывать, что дети могут растеряться, испугаться и не справиться с управлением яхтой, - считает Старков. - Поэтому тренеры просто боятся заниматься с детьми на новой площадке. Ведь несколько лет назад в такой же открытой акватории двое курсантов не смогли справиться с управлением своими лодками. Тогда погибли крепкие, здоровые парни.