Сегодня "Российская газета" публикует поправки в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, позволяющие судам применять отсрочку еще на стадии вынесения приговора. Так что осужденный, к которому суд решил применить гуманный подход, сможет отправиться домой гораздо раньше, чем при прежней процедуре.
Реальное отбывание наказания может быть отсрочено беременным женщинам, а также отцам-одиночкам и женщинам, имеющим детей младше 14 лет, до достижения ребенком 14-летнего возраста. При этом на смягчение не смогут рассчитывать граждане, которым назначено наказание в виде ограничения свободы, лишения свободы на срок более 5 лет за тяжкие, особо тяжкие преступления против личности и преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших 14 лет.
Как отмечали в правительстве страны, новый закон направлен на гуманизацию уголовного законодательства. По данным Судебного департамента при Верховном суде России, за шесть месяцев прошлого года отсрочку от исполнения наказания получили около 700 человек. Благодаря новым нормам количество отсрочек может увеличиться, полагают эксперты. Напомним, до сих пор решение об отсрочке принималось на стадии исполнения приговора.
Иными словами, дело должно было пройти все стадии. Обвинительный приговор вступал в силу, и лишь тогда осужденный мог получить отсрочку. Образно говоря, добрая весть приходила в тот момент, когда осужденный уже одной ногой был на этапе в колонию. Кроме того, отсрочка могла быть назначена лишь по ходатайству осужденного. То есть, услышав приговор, человек должен был взять себя в руки и составить нужную бумагу.
Теперь же суды смогут решать этот вопрос автоматически. Если обстоятельства позволяют смягчить участь осужденного (статья не тяжела, есть маленькие дети), то отсрочка будет назначена.
В таком случае осужденный или осужденная уйдут домой и несколько лет будут находиться под надзором уголовно-исполнительной инспекции. При этом не стоит понимать слово "отсрочка" слишком буквально. Если женщина окажется хорошей матерью и законопослушным человеком, то в тюрьму она больше не вернется. Так что это скорее как испытание. Если же человек не возьмется за ум, а снова пойдет на преступление, ему придется сесть.
Гуманные подходы внедряются не для помощи закоренелым нарушителям. Они только дают шанс тому, кто случайно оступился. В первую очередь такой шанс нужен женщинам-матерям. Не только ради них самих, но и ради их детей.
Сейчас Госдума рассматривает еще один законопроект, который смягчает участь осужденных матерей: женщинам разрешат четыре раза в год уезжать из колоний в короткие отпуска, чтобы проведать детей. Не всегда суд считает возможным назначить отсрочку, и мама отправляется в тюрьму. Поправки в Уголовно-исполнительный кодекс пропишут, что если у женщины есть дети до 14 лет, она имеет право на четыре отпуска в год по 15 суток каждый. Если мама не может быть рядом, она будет приезжать. Предлагаемые новации не будут распространяться на тех матерей, кто осужден за преступления в отношении несовершеннолетних. По данным тюремного ведомства, сейчас в колониях находится более 40 тысяч женщин. Всего за год число заключенных женщин (как отбывающих срок, так и сидящих в СИЗО) снизилось на 3 тысячи человек.