Новости

10.03.2017 18:00
Рубрика: Культура
Проект: В регионах

Спектакль хранить вечно

В городах России показали "Маскарад" Александринского театра
В новосибирском театре "Красный факел" представили видеоверсию спектакля "Воспоминания будущего", поставленного прославленным режиссером Александринки Валерием Фокиным. Эта уникальная работа объединила в себе не только лермонтовский сюжет пьесы "Маскарад", но и попытку передать дух постановки Всеволода Мейерхольда, премьера которой состоялась ровно сто лет назад, в центре Петербурга, в то время как окраины города уже были охвачены огнем февральской революции.
Считалось, что декорации спектакля погибли во время бомбежки. Уже после войны выяснилось, что они сохранились. Фото: Екатерина Кравцова Считалось, что декорации спектакля погибли во время бомбежки. Уже после войны выяснилось, что они сохранились. Фото: Екатерина Кравцова
Считалось, что декорации спектакля погибли во время бомбежки. Уже после войны выяснилось, что они сохранились. Фото: Екатерина Кравцова

Показ видеоспектакля прошел в малом зале "Красного факела", лаконичный черный интерьер которого как нельзя больше подходил и к драматическим событиям, происходящим на экране, и к той революционной эпохе, в которой Мейерхольд представил премьеру публике. Видеоверсию работы Валерия Фокина новосибирцы смогли увидеть за три часа до начала спектакля в Александринском театре.

- Даже не раздумывала приходить или нет - стараюсь не пропускать такого рода показы, которые проводятся театрами. Это всегда что-то уникальное. И любопытно послушать об истории постановки Мейерхольда: я знаю, что спектакль появился в репертуаре в год революции, и его закончили играть с началом войны - здесь тоже кроется какая-то пророческая загадка, хочется раскрыть ее, узнать об этом "Маскараде" больше, - сказала "РГ" одна из зрительниц.

Эксперт по истории русского театра Галина Журавлева, лекция которой состоялась перед показом, заворожила слушателей, погрузив их в атмосферу революционного Петербурга.

- К 1917-му Мейерхольд был режиссером императорских театров уже почти десять лет. И так совпало, что подведение неких творческих итогов совпало с подведением итогов исторических, - отметила она. - Премьера "Маскарада" проходила 25 февраля, и сам Мейерхольд вместе с художником спектакля Александром Головиным перебегали Невский проспект под пулями начинающейся революции. На окраинах уже собираются толпы людей с флагами, громят продуктовые лавки, а нанятые за 70 рублей суточных так называемые "протопоповские городовые" поливают эти толпы пулеметным свинцом.

Центр столицы же, напротив, в тот вечер будто вымер, люди показывались на улицах только при крайней необходимости. Но когда Мейерхольд с Головиным добрались до дверей Александринки, увидели огромную вереницу дорогих черных машин - на премьеру собралась вся аристократия Северной Венеции. Билеты, по словам Галины Журавлевой, стоили очень дорого: в шестом ряду - 22 - 23 рубля.

Естественно, первые места занимала знать, но на последних рядах были и простые люди, готовые рисковать жизнью ради того, чтобы первыми увидеть "Маскарад" Мейерхольда. Риск был самым настоящим - в вестибюле театра от шальной пули, выпущенной кем-то из участников уличных беспорядков, погиб студент.

Игру Юрия Юрьева в роли Арбенина публика на первых порах приняла прохладно - романтический образ в стихотворной драме с трудом давался премьеру Александринского театра. Однако очень скоро большой мастер, игравший в сезоне сразу в четырех амплуа, добился точнейшего попадания в роль. По словам Галины Журавлевой, "Маскарад" Мейерхольда был очень жестко рассчитан и зарежиссирован, благодаря чему шел вплоть до 1 июля 1941 года, когда на афише уже не было имени репрессированного Мейерхольда. Но Юрьев продолжал исполнять главную роль все это время.

Долгое время считалось, что все декорации спектакля были уничтожены во время бомбежки. Уже после войны выяснилось, что большая часть костюмов и декораций сохранилась, и художественный руководитель театра Леонид Вивьен издал указ: "Хранить вечно". Благодаря этому указанию и работе Валерия Фокина новосибирские театралы смогли прикоснуться к легенде Александринки.

А в это время

В Ярославском академическом театре драмы им. Федора Волкова посмотреть трансляцию спектакля Валерия Фокина "Маскарад. Воспоминания будущего" собрались зрители и молодые актеры Волковского театра.

- Спектакль вызвал, конечно, абсолютный шок. Реально, технически это можно было сделать только в Александринском театре, - рассказал директор Волковского театра Юрий Итин. - Там задействовано 32 плунжерных люка. Мы счастливы, что у нас в ярославском театре сейчас есть четыре плунжерные системы, а там 32! То есть спектакль настолько сложен технически, что является почти невыездным. Он играется в Александринском театре как образец приобщения к тому великому театру, который был сто лет назад. А мы смогли, пусть не на сцене, на экране, увидеть яркий отблеск легендарного мейерхольдовского "Маскарада".

По словам Юрия Итина, "Маскарад" был первым спектаклем, в котором Мейерхольд "представил синтетическое искусство, сочетание оперы, балета, оркестра", чем сегодня занимаются многие театры и что в то время было "революцией". Уникальной та постановка была и по своей стоимости.

- Художник Александр Головин создал четыре тысячи эскизов, было сшито 1480 костюмов. Для каждой сцены изготовили по пять задников (задних фоновых занавесей. - Прим. авт.), - готовил зрителей к просмотру директор Волковского. - Кто был в Александринском театре, может себе представить размеры этих вышитых вручную задников с половину футбольного поля. Одних только статистов в спектакле было задействовано 250 человек. То есть, несмотря на первую мировую войну, несмотря на разоренную экономику России, это было очень красиво, богато, пафосно и с большим прицелом вперед.

Подготовила Элина Труханова, Ярославль