В "Ленинке" открылась выставка, посвященная юбилею Валентина Распутина

Выставка "Живая душа России" разместилась в Румянцевском зале отдела рукописей "Ленинки" в Доме Пашкова. Несколько небольших витрин рассказывают о Распутине - писателе, муже, отце, публицисте, борце, патриоте. Посетителям представили фотографии, автографы рукописей, письма.

Валентин Григорьевич не вел личный архив. Автографы он часто разрывал и выбрасывал, оставлял только письма от самых близких друзей - Василия Белова, Владимира Крупина, Виктора Астафьева. Когда в начале 2000-х отдел рукописей "Ленинки" обратился с просьбой к Валентину Распутину передать в библиотеку хотя бы часть своего архива, Валентин Григорьевич скромно спросил: "А кому это интересно?"

Главная особенность юбилейного проекта в РГБ, приуроченного к 80-летию со дня рождения писателя, - на выставке представлены новые документы и поступления, которые еще никто не видел. Даже на этикетках к некоторым экспонатам нет номеров единицы хранения - несколько фотографий и документов атрибутированы "б/ш", что означает "без шифра". Вторая особенность - на выставке нет копий, только подлинники.

У Валентина Григорьевича был невероятно мелкий почерк: на одном рукописном листе у него помещались 4-5 машинописных листов. Куратор выставки Марина Волкова вспоминает: "До конца дней, несмотря на проблемы с глазами, у Валентина Григорьевича был такой почерк. Зато в юности и молодости зрение у Распутина было настолько хорошим, что, стоя на одном берегу Ангары, он мог читать вывески на домах другого берега. Когда он по настоятельной нашей просьбе принес в "Ленинку" свои рукописи и я увидела их впервые, у меня возникла ассоциация - строчки напоминают цепочки маковых зернышек или просто прочерченные прямые линии. Валентин Григорьевич спросил: "Вы, наверное, думаете, как вы это будете читать?" Я ответила: "Нет, как это можно было написать и чем?"

И тогда писатель рассказал, что из командировки в Японию его друг привез для него карандаши с очень острым стержнем. Этим карандашом была написана, в частности, повесть "Живи и помни". Фрагмент этой рукописи, считавшейся утраченной, также представили на выставке.

Еще один редкий экспонат - пропуск на гору Афон с подписями настоятелей всех афонских монастырей, в которых Валентин Распутин вместе с Саввой Ямщиковым и Максимом Шостаковичем побывали в 2004 году.

Потомки писателя передали в архив бесценные семейные фотографии. На одной из них - Валентин Распутин с мамой Ниной Ивановной в Иркутске в Знаменском монастыре у памятника исследователю Сибири Григорию Шелихову. Кадр сделан не позднее 1994 года, а в 2015 году Валентин Григорьевич нашел здесь свой последний приют.

Валентин Распутин с внучкой Антониной. Гриша, Люба и Надя Распутины - внуки писателя, беззаботные и веселые, уплетающие за обе щеки морковку и огурцы с семейного огорода.

Часть представленных на выставке писем к друзьям ранее не публиковалась. Несколько писем Солженицына к Распутину были опубликованы в "Солженицынских тетрадях". Одно из них представили посетителям. "Вы интимно пристальны к душевному состоянию. А чувство русского языка у Вас дыхательное..."

Известному рассказу "Уроки французского" посвящена своя витрина. Главная героиня - учительница Валентина Григорьевича Лидия Михайловна Молокова. Она уехала из Усть-Уды после смерти мужа, преподавала французский в Сорбонне и совершенно случайно спустя много лет в Париже узнала, что ей посвящен рассказ - просто купила сборник рассказов Распутина. Она написала письмо Валентину Григорьевичу. Завязалась переписка. "Где берешь ты силы на свои дела? С фотографии смотрит на меня не богатырь, а седой, уставший, пожилой человек. Я устыдилась, что до сих пор обращаюсь в письмах все Валя да Валя" - такое теплое письмо Лидия Михайловна в 2005 году отправила Распутину. Их переписка оборвалась со смертью Лидии Михайловны в 2011 году.

Выставка открыта до 27 марта.