В плане пунктуальности самое слабое звено - чартерные рейсы, которые перевозят наших соотечественников на зарубежные курорты. Примерно каждый десятый такой вылет осуществляется с опозданием на два часа и больше. Тем не менее отечественные авиакомпании в этом случае редко получают претензии, поскольку компенсации, которые обязаны выплачивать российские перевозчики за задержку рейса, слишком малы, и пассажиры не считают нужным тратить время и силы на их получение.
Все иначе, если пассажир "завис" в аэропорту по вине зарубежной авиакомпании. Согласно Монреальской конвенции, устанавливающей правила международных воздушных перевозок, принятой в 1999 году и ратифицированной в 120 государствах, пассажир имеет право на компенсацию в размере от 250 до 600 евро при задержке рейса более трех часов, отмене рейса, перепродаже билета или отказе в посадке. Вот тут-то многие пострадавшие заявляют о своих правах. Но опять же, чтобы не тратить свое время на переписку с авиакомпаниями, они обращаются за помощью в специальные сервисы.
"В 2016 году наши соотечественники смогли получить от иностранных авиаперевозчиков в общей сумме более 150 тысяч евро, сейчас эта цифра приближается уже к 200 тысячам евро", - рассказал Роман Гильманов, гендиректор одного из таких ресурсов, действующего "на поле" выплаты компенсаций.
По словам эксперта, алгоритм действий при получении компенсации для туриста достаточно прост: пассажир заполняет на сайте в Интернете специальную форму, юрист формирует претензию и направляет ее в авиакомпанию. Чаще всего подобные споры решаются в досудебном порядке. На это может уйти около двух месяцев. Если договориться не получается, следует судебное разбирательство. Естественно, интернет-сервисы работают не бесплатно. Стоимость услуги - 25 процентов от размера компенсации. Плюс в том, что пассажир ничем не рискует: если дело не выиграно, то и платить не надо. И даже в случае длительного судебного процесса при его положительном исходе все издержки должна будет покрыть авиакомпания.
Почему схема не работает с внутренними рейсами? Дело в том, что Россия до сих пор не присоединилась к Монреальской конвенции. Минувшей осенью соответствующий законопроект лишь прошел стадию одобрения правительственной комиссией. Пока же в нашей стране действует Воздушный кодекс, в части международных перевозок опирающийся на положения Варшавской конвенции, ратифицированной в 1933 году. Согласно этому документу ответственность авиакомпании за ущерб из-за задержки рейса составляет 25 рублей за каждый час ожидания, но не более 50 процентов стоимости билета.
Но вам повезло, если российская авиакомпания вылетала из аэропорта стран Евросоюза. Как объясняет Роман Гильманов, в этом случае россияне также подпадают под юрисдикцию ЕС. Правда, добиться компенсации пока можно только через суд.
Именно в такую ситуацию попал турист Янис Дзенис. Он рассказал, что прошлым летом возвращался с друзьями из Хорватии в Россию рейсом крупной отечественной авиакомпании. Из-за задержки они были вынуждены несколько часов провести в аэропорту. С августа Янис находится в процессе разбирательства с перевозчиком, тем не менее рассчитывает выиграть спор.
"Услуги таких интернет-сервисов, безусловно, полезны для тех, кто не имеет организационной возможности или времени заниматься этими вопросами самостоятельно, особенно в случаях, когда, скажем, у иностранного авиаперевозчика отсутствует представительство в России", - считает адвокат Александр Барканов.
Однако, по его словам, если речь идет о возмещении ущерба из-за задержки рейса сверх установленных лимитов, например компенсации за оплаченный номер в отеле или трансфер, то обращение в суд и доказывание понесенных убытков неизбежно.
Олег Пантелев, начальник аналитического отдела агентства "Авиапорт":
- В общей статистике задержанных рейсов отечественные перевозчики находятся на уровне международных стандартов. Речь идет о регулярных перелетах. По ним чаще всего портят показатели плохие погодные условия, особенно в северных регионах. С чартерами другая ситуация, их расписание зависит не только от авиакомпании, но и от заказчика рейса - туроператора.
Что касается Монреальской конвенции, то вряд ли в России есть силы, сознательно препятствующие присоединению нашей страны к более выгодным для потребителей новым стандартам. Это, скорее, процедурный. Нужно подготовить большое количество поправок в национальное законодательство, чтобы переход к нормам международного права получился "бесшовным". На данном этапе Госдуме осталось лишь формально принять законопроект. Думаю, это случится нынешней весной.
1. Если рейс задерживается на 2 часа, авиакомпания обязана организовать раздачу воды.
2. Горячее питание выдается при задержке более чем на 4 часа.
3. Размещение в гостинице положено, если рейс отложен на срок более 6 часов в ночное время или более 8 часов в дневное.
4. Авиакомпания должна организовать трансфер до гостиницы и обратно.