Олег Владиславович, сейчас завершается подготовка проекта по электронной торговле. В каком виде он будет реализован?
Олег Фомичев: Когда мы обсуждали приоритетный проект по экспорту через каналы электронной торговли, предполагали, что он будет совмещать два блока. Первый - "затягивание" малого и среднего бизнеса в систему электронной торговли на территории России. И следующий этап - экспорт.
Однако конструкция изменилась. Российский экспортный центр сейчас делает личный кабинет экспортера с возможностью получения в электронном виде услуг таможни и размещения на внешних торговых площадках, готовит набор сервисов, а не отдельную самостоятельную платформу.
А что, кабинета "внутреннего торговца" не будет?
Олег Фомичев: Думаю, мы вернемся к конструкции внутренней электронной торговли, ориентируясь на платформу Сбербанка.
Там будет личный кабинет малого предпринимателя, где должна быть возможность разместить свои товары с описанием, сроками поставки, ценой и прочее. Платформа должна давать этому предпринимателю набор сервисов, которые позволяют после размещения информации о своем товаре поставлять ее как на внутренние рынки, так и за рубеж - автоматически размещать ее в электронных магазинах, решать проблемы с логистикой, страхованием и прочее.
Мы, со своей стороны, готовы подтягивать предприятия на эту платформу через нашу инфраструктуру поддержки малого предпринимательства в регионах страны, через Корпорацию малого и среднего предпринимательства.
Эти два личных кабинета - от Минэкономразвития-Сбербанка и от Российского экспортного центра - будут стыковаться между собой?
Олег Фомичев: Думаю, да. Мы договаривались, то, что делает Российский экспортный центр будет пригодно к подключению к любой платформе, чтобы у малого предприятия была возможность и внутри торговать, и на экспорт.
Когда проект будет оформлен?
Олег Фомичев: К маю-июню. Окончательно определимся, когда получим законченный проект РЭЦ, а он должен быть рассмотрен на президиуме совета при президенте по приоритетным проектам, скорее, в марте.
Олег Владиславович, а почему малый бизнес и самозанятые так неохотно выходят из тени?
Олег Фомичев: За последние три года количество легальных работников в малом и среднем бизнесе увеличилось почти на 30 процентов. Тенденция есть.
Правда, она идет волнами, как только ухудшается экономическая ситуация, малый бизнес сразу уходит в тень, улучшается ситуация - начинает постепенно выходить.
Прежде всего они боятся, что как только государство их увидит, начнет давить проверками, налогами. Если, условно говоря, репетиторство приносит 100 тысяч рублей в год, а для легализации надо отдать почти треть, разово заплатить в социальные фонды и за патент 27 тысяч, то вряд ли кто-то в таких условиях будет легализовываться.
Нужно дать такой льготный режим налогообложения, который позволял бы работать легально самым малозарабатывающим категориям самозанятых. Потому что есть немасштабируемые виды бизнеса типа изготовления вручную уникальных игрушек. И если производителей таких кустарных вещей облагать большими налогами и заставлять платить в полном объеме социальные платежи, то теоретически это, конечно, правильно, но по факту приводит к тому, что граждане находятся в тени и за них все равно платит государство как за неработающих.
Поэтому нужно находить пути, чтобы мы видели, сколько эти люди зарабатывают, чтобы собирать на социальную инфраструктуру.
В каком состоянии находится обсуждение в правительстве будущего самозанятых?
Олег Фомичев: Обсуждение идет по трем блокам. По первому блоку его можно считать уже закончившимся - это принятый закон о двухлетних налоговых каникулах для нянь, сиделок, репетиторов и домработниц. Они почти все в тени.
Второе направление - введение в законодательство собственно категории самозанятых. Проект поправок об этом в Гражданский кодекс внесен в Госдуму, но это просто отсылочная норма, что могут быть установлены виды предпринимательской деятельности, для занятия которыми не нужно получать статуса индивидуального предпринимателя. Это в чистом виде самозанятые, по ним не так много видов деятельности может быть - сдача квартиры в наем, например. Минюст сейчас совместно с минфином и нашим министерством прорабатывает правовую конструкцию, в какой закон и в каких формулировках включать определение самозанятых. Предложение минэкономразвития, что это можно сделать через закон о занятости населения.
Основное направление, магистральное - расширение патентной системы, ее упрощение, удешевление, повышение гибкости. Сейчас под патент подпадают 63 вида деятельности, надо это количество увеличить, чтобы максимальное число людей, имеющих неформальную занятость, могли удобно, быстро и дешево зарегистрироваться в качестве предпринимателей.
Увеличить до какого числа?
Олег Фомичев: Я думаю, смело можно до 80. Может быть, и больше. Сейчас региональные власти могут своими решениями расширять эти 63 вида деятельности, и в некоторых регионах их количество доходит до 100-120. Мы хотим обобщить региональный опыт и те виды деятельности, которые практически во всех регионах включены в перечень, легализовать на уровне федерального законодательства.
Как вы в целом видите процесс сокращения теневого сектора в малом бизнесе - сколько времени он займет?
Олег Фомичев: В течение двух-трех, четырех лет цифровизация сделает очень сложным для малых предприятий нахождение вне легальной зоны.
Побочным, а может, даже основным эффектом введения новой системы контрольно-кассовой техники станет то, что практически все транзакции будут видимы налоговыми органами в режиме реального времени. Кто осуществил, что купил.
Это Big Data, в ее рамках трудно отслеживать каждого конкретного гражданина, но можно выявлять организации, которые, судя по транзакциям, реально ведут предпринимательскую деятельность, однако при этом не платят налоги и социальные взносы.
За три года, по данным Национальной ассоциации дистанционной торговли, было совершено 800 миллионов покупок. Но и претензий достаточно.
Роспотребнадзор выяснил, что не устраивает покупателей, открыв Всероссийскую "горячую линию". Как рассказали "РГ" в ведомстве, его сотрудники дали почти 5 тысяч консультаций.
Число недовольных интернет-покупками с 2014 года выросло в 2,5 раза. Что же чаще всего не устраивает россиян? Как рассказали в Роспотребнадзоре, больше всего люди недовольны тем, что у них отказывались принимать назад качественный, но не подошедшим им товар и возвращать за него деньги. Хотя закон о торговле еще никто не отменял.
Очень много жалоб на непредоставление необходимой и достоверной информации о товарах и продавце (нет его описания, состава, невозможно понять, кто продавец - нет ни фактического адреса, ни юридического наименования компании). Не менее часто люди сталкиваются с долгим ожиданием уже оплаченного товара, увеличением цены покупки при ее получении, несоответствием заявленным характеристикам товара, указанным на сайте компании, недокомплектованностью (бывает, не хватает каких-то частей или элементов, если речь, к примеру, идет о мебели). Отсутствует маркировка и документы, подтверждающие безопасность покупаемой вещи, а также инструкция к ней.
В Роспотребнадзоре увеличение числа недовольных объясняют не тем, что растут масштабы интернет-торговли. Даже в 2015-м, кризисном, году ее рынок увеличился почти на 20 процентов, а в 2016-м - более чем на 60. Производители и поставщики многих стран начинают осваивать уникальные модели работы без посредников, предпочитая иметь дело непосредственно с потребителем, находя его во Всемирной сети. Уже сегодня Европейская ассоциация интернет-торговли - IMRG - дает прогноз, что к 2025 году 20 процентов международной торговли составит розничная посылочная торговля. Так что конкуренция в этом сегменте резко обострится. И качество предоставляемых услуг будет иметь решающее значение.
Подготовила Ольга Игнатова