Что меняет законопроект о порядке перехода граждан из одного НПФ в другой

На рассмотрении профильного комитета Госдумы находится законопроект, который предусматривает изменения в порядке перехода граждан из одного негосударственного пенсионного фонда (НПФ) в другой.

В настоящее время действует норма, согласно которой застрахованное лицо, меняя фонд досрочно (чаще раза в пять лет), теряет накопленный доход, полученный от инвестирования средств его пенсионных накоплений. Однако далеко не все граждане осведомлены об этом. Они часто реагируют на броскую рекламу, на заманчивые предложения недобросовестных агентов о высоких процентах дохода в том или ином фонде - и пишут заявление о переходе. И только потом выясняется, что инвестиционный доход потерян.

В результате все несут потери. Гражданин теряет инвестиционный доход, фонды теряют деньги, которыми могли бы управлять, потому что должны держать большой объем резервов на случай досрочного выхода клиентов, экономика недобирает инвестиций от фондов. И эти потери весьма существенные. Совокупные потери инвестиционного дохода по итогам переходной кампании 2015 года оценивались в 15 млрд рублей по всей пенсионной индустрии, в том числе в 8 млрд рублей - в связи со сменой НПФ. А за прошлый год, по некоторым оценкам, потери окажутся уже гораздо выше: соответственно 40 и 18 млрд рублей.

На этом фоне и возникла законодательная инициатива. Если сами застрахованные лица не всегда могут устоять перед обещаниями высоких процентов, значит, нужно, чтобы они были в обязательном порядке проинформированы об условиях перехода и о возможных потерях. Резонно было бы обязать это делать текущего страховщика, поскольку он обладает всей необходимой информацией в полном объеме.

Однако в нынешней редакции законопроекта информировать граждан о возможных потерях инвестдохода предлагается не текущему страховщику, а Пенсионному фонду России. Эта идея еще по ходу подготовки законопроекта обсуждалась участниками рынка, регуляторами и экспертами и вызывала обоснованные сомнения. Они сводились к тому, что у ПФР нет актуальных персональных данных застрахованных в НПФ лиц, а значит, нет технической возможности информирования граждан. Даже представители самого ПФР сочли инициативу, исходящую от минфина, "сложной", и хотели, чтобы министерство предложило реалистичный механизм ее осуществления.

Ключевой момент законопроекта - это информирование граждан, и крайне важно, чтобы эта задача была технически реализуема. Негосударственные пенсионные фонды имеют все технические возможности для такого информирования и готовы их использовать.

В нынешней редакции законопроекта мы получаем только возросшие издержки ПФР в связи с исполнением несвойственной ему функции, считают в Ассоциации негосударственных пенсионных фондов (АНПФ). И в результате представленный законопроект не решает ту задачу, ради которой, собственно, и разрабатывался - не способствует упорядочиванию процесса переходов застрахованных лиц между пенсионными фондами. В АНПФ полагают: в законе необходимо зафиксировать, что при переходе из одного фонда в другой обязанность информирования граждан об условиях и последствиях перехода лежит на текущем страховщике.

В интересах граждан НПФ готовы информировать их о возможных потерях - нужно лишь прописать соответствующую норму в законе.