Корреспондент "РГ" проверил готовность курортов Египта к открытию

Маленький хитроглазый, облаченный в теплую куртку, несмотря на плюс двадцать восемь, египтянин Саид, увидев меня, колобком подкатывается и распахивает руки для объятий. Я много лет подряд приезжал в Дахаб, чтобы получить удовольствие от катания на доске с парусом, а Саид как раз на серфинговой станции ведает выдачей инвентаря. "Ты в каком отеле поселился?" - спрашивает он после обмена приветствиями. "А что"? - "Возьму тебя в заложники и не отпущу, пока ваш президент не откроет Египет для русских туристов", - погасив улыбку, говорит Саид.

Я готов стать заложником своего старого друга и остаться под этим солнцем подольше. И я прекрасно понимаю смысл его шутливой угрозы. Саид - один из тех многих тысяч бедолаг, которые серьезно пострадали от эмбарго, наложенного на туристов после теракта в небе над Синаем.

Этот стон, выражаемый в виде вопроса, шутки, обиды, недоумения или даже плохо скрытой угрозы, ты слышишь сейчас в курортных зонах Синая и Хургады на каждом шагу. Похоже, ситуация для египтян давно перешла критическую черту.

Катастрофа лайнера А321 в центре Синайского полуострова переросла в катастрофу для целой отрасли. Египетский туризм, чтобы вы знали, приносил в бюджет страны более тринадцати процентов от всех поступлений и стабильно кормил больше десяти миллионов граждан этой страны.

Кто был диверсантом?

Ответственность за теракт почти сразу после крушения аэробуса взяла на себя запрещенная в России организация ДАИШ (запрещена в РФ). Однако результаты официального расследования все еще не обнародованы. В прессу просочились утечки о том, что якобы спецслужбы арестовали несколько сотрудников аэропорта Шарм-эль-Шейха, откуда вылетал самолет, в том числе механика, грузчика и двух полицейских. Сообщалось также, что двоюродный брат механика за год до катастрофы уехал в Сирию, где присоединился к ДАИШ. Опять-таки, судя по утечкам, бомба была заложена в багажное отделение самолета и приведена в действие либо дистанционно, либо с помощью часового механизма.

Отчего же власти не спешат ознакомить публику со своими выводами? Тут два варианта: или до истины они все еще не докопались, или эти выводы могут нанести новый урон репутации туриндустрии Египта, и без того серьезно пострадавшей в последние годы.

Так, например, эксперты не сбрасывают со счетов возможное участие в террористической операции "братьев-мусульман". Три года назад они были разгромлены армией, а их лидер Мурси, бывший совсем недолго президентом Египта, упрятан в тюрьму, но все это означало только одно - сторонники исламских радикалов никуда не делись и не изменили своих взглядов, они просто ушли в подполье и отныне станут мстить своим гонителям разными способами. В ходе расследования спецслужбы также могли раскрыть множество обстоятельств преступной халатности в местных аэропортах. Хотя это, безусловно, секрет полишинеля. Любой турист, хотя бы раз побывавший в Египте, мог бы привести свои примеры на сей счет: как можно за малую мзду обойти системы контроля, пронести на борт запрещенные к перевозке предметы, получить удобное кресло в самолете и т.д. Увы, воздушные гавани Египта в этом смысле были сильно уязвимы для всякого рода преступных действий.

По словам генерала, силы армейского спецназа прошерстили всю территорию Синайского полуострова, разгромив на севере базы террористов и окружив курорты кордонами из блокпостов

До поры такое разгильдяйство сходило им с рук. Но времена меняются. Введя эмбарго на авиасообщение с Египтом, официальные инстанции целого ряда стран потребовали прежде всего, чтобы навести порядок в аэропортах, сделать меры безопасности соответствующими самым строгим международным стандартам.

Серия злоключений

По правде говоря, проблемы у египетского туризма начались не полтора года назад, а гораздо раньше. Трагедия с самолетом лишь стала последним звеном в цепи фатальных неприятностей. На финише 2010 года по репутации безоблачных курортов последовал первый ощутимый удар: он был нанесен с моря. Сразу пять раз подряд невиданный случай в здешней истории - акулы в прибрежных районах Южного Синая нападали на купальщиков. Туристка из Германии погибла, еще четверо, в том числе наши соотечественники, с тяжелыми увечьями продолжили свой отпуск в госпиталях.

Поднявшаяся паника сильно испортила высокий сезон, каким по традиции здесь всегда считают новогодние праздники. Надо отдать должное египтянам: они немедленно приступили к выяснению причин этого ЧП, создали три независимых комиссии, а по результатам их работы приняли целый комплекс мер, призванных на будущее обезопасить пляжи от возможных триллеров под названием "Челюсти".

Только-только восстановился поток туристов, как грянула новая беда: по всей стране покатился революционный вал: толпы молодых людей громили полицейские участки, из бесхозных тюрем бежали уголовники, радикалы жгли коптские церкви, власть в стране оказалась парализованной. Именно тогда первый раз наш МИД рекомендовал российским гражданам воздержаться от поездок на Красное море, туроператоры прекратили продажу туров в Египет, а перевозчики отменили чартеры в Шарм-эль-Шейх и Хургаду.

Многие отели на Красном море закрылись, персонал отправили в неоплачиваемые отпуска

Но и это еще не все. Спустя два года, когда парламентские, а следом и президентские выборы в Египте выиграли "братья-мусульмане", Каир опять погрузился в кровавую смуту. Вчерашние активисты Тахрира, осознав, что у них украли революцию, схлестнулись теперь с религиозными фанатиками, опять пролилась кровь, египетскую столицу - с ее пирамидами и мумиями фараонов - уже надолго закрыли для иностранных визитеров, а "красноморские" курорты опять содрогнулись в параличе.

К середине 2015 года жизнь вроде бы наладилась. Бунт "арабской весны" причудливо завершился тем, что страну снова возглавил генерал (еще три года назад миллионные толпы на площади Тахрир хором заклинали, что такого никогда не будет), радикалов военные разогнали, их лидера отправили за решетку, а свергнутого революционерами президента Мубарака, напротив, с согласия большинства населения стали готовить к реабилитации. (Кстати, как раз на днях суд снял с Мубарака все обвинения. - от Ред.).

Поток российских туристов стабильно увеличивался и достиг рекордной цифры почти в три миллиона человек.

И тут трагедия с самолетом авиакомпании "Когалымавиа". Взрыв на его борту унес жизни 224 пассажиров. Финиш. Занавес закрывается. Воздушное сообщение России с Египтом по инициативе Москвы прервано, причем теперь это касается всех аэропортов, а не только Шарма и Хургады. Затем примеру России следуют и другие страны, включая Великобританию, чьи отпускники также составляли заметную долю гостевого рынка Египта.

Русским замены нет

Как же эти курорты полтора года выживали без российских туристов?

- Плохо, - сокрушенно говорит мне один из руководителей крупной компании Tez Tour Тамер Сайед. - Очень плохо. Это были самые скверные времена в истории египетского туризма. Раньше мы принимали в неделю до тридцати тысяч гостей из вашей страны. И тут разом все кончилось. Многие отели закрылись, персонал отправили в неоплачиваемые отпуска. Прибавьте сюда убытки тех, кто обеспечивал пребывание гостей: рестораторов, продавцов сувениров, поставщиков овощей и фруктов, водителей экскурсионных автобусов, гидов…

Какие-то попытки исправить ситуацию делало государство, снизив налоговое бремя, выделив небольшие субсидии отелям, пытаясь компенсировать потери за счет развития внутреннего туризма, но все это были слезы.

Небогатые египтяне, приезжавшие по "социалке" в четырехзвездочные гостиницы, отбывая, оставляли вместо себя руины: они паковали в свои чемоданы казенное белье, полотенца, шторы, пульты от телевизоров, настольные лампы. Ясно, что никакого приварка от подобных гостей отелям не было - одни убытки.

Пытались сделать ставку на Украину, которая продолжала авиасообщение с Египтом. Сегодня граждане этой страны - первые в рейтинге посещаемости. В иные дни в Шарме садятся по пять и более чартеров из Киева. Но и этих туристов с нашими не сравнить.

- Украинцы заказывают отель с полупансионом стоимостью двадцать долларов за ночь, - объяснил мне ситуацию местный турменеджер. - А в кармане у них на всю поездку еще полтинник. Ясно, что нам от таких гостей тоже выгоды почти никакой.

Еще здесь примерно раз в неделю садятся самолеты из Белоруссии, Казахстана, государств Скандинавии и Балтии, нескольких городов ФРГ. Навещают побережье Красного моря любители бюджетного отдыха из арабских стран. Но ничто не может должным образом компенсировать потери из-за отсутствия русских.

Конечно, сейчас значительно снижены цены на пребывание практически по всем категориям отелей. Однако и качество отдыха тоже пострадало: ужался ассортимент блюд на "шведских столах", не так широк выбор экскурсий, пляжных развлечений. Короче говоря, внешне ситуация выглядит удручающей: сейчас, в марте, то есть в начале высокого сезона, море пустынно, в ресторанах и лавках шаром покати, печать уныния лежит на всем побережье. И только солнце, как всегда, ярко светит с синего безоблачного неба.

- Потери за это время составили почти миллиард долларов, - признал в интервью с корреспондентом "РГ" губернатор Южного Синая генерал Халед Фуда.

Какие меры приняты

Когда мы встретились с этим почтенным человеком в его резиденции на окраине Шарм-эль-Шейха, то я сразу достал свою старую визитницу и показал губернатору карточку с его именем:

- Однажды, пять лет назад, я уже брал у вас интервью.

Он слегка встрепенулся в кресле, тоже сделал вид, что вспомнил меня, и произнес уже привычное заклинание:

- Ну, когда же вы, наконец, откроете Египет для российских туристов?

- Лично я надеюсь, что скоро, - это не было желанием угодить генералу, потому что как раз накануне примерно то же самое пообещала спикер верхней палаты нашего парламента Валентина Матвиенко, побывавшая в Каире с официальным визитом.

Мистер Халед Фуда, прикрыв веки, стал рассказывать о том, как много сил и денег они вложили в систему безопасности. Судя по его словам, сегодня все международные аэропорты имеют самое современное, самое лучшее оборудование, способное распознать любой тип опасности: взрывчатку, оружие, токсины и прочее. Каждый пассажир и его багаж подвергаются двойной, а то и тройной проверке, а каждый сотрудник аэропорта проходит специальный биометрический контроль. Более того, все, кто имеет отношение к багажу, техническому обслуживанию самолетов, бортпитанию, взяты под надзор и криминальной, и политической полиции. Их пропуска ежемесячно перекодируются, их личная жизнь проверяется, а вся их служебная деятельность отныне проходит под неусыпным оком тайных агентов и видеокамер, установленных повсюду.

Если верить губернатору, отныне никак невозможно подкупить служащего аэропорта без риска отправить беднягу в тюрьму.

- По мнению международных экспертов, сейчас по уровню безопасности наши аэропорты не имеют равных на Ближнем Востоке, - с явной гордостью сказал Хадед Фуда.

- Правильно ли я понимаю, что при прохождении в зону вылета исключений не будет делаться ни для кого из пассажиров? - уточнил я. - Даже для вас?

- Совершенно верно, - успокоил меня губернатор. - Ни для кого.

Но это не все. Видеокамеры теперь установлены на всех улицах и перекрестках Хургады, Шарма, Дахаба и других городов, а в каждом отеле наряду с сотрудниками собственной безопасности обязательно дежурит еще и вооруженный полицейский. Только технические средства, призванные обезопасить гостей Синая, обошлись египетской казне в 60 миллионов долларов.

По словам генерала, силы армейского спецназа прошерстили всю территорию Синайского полуострова, разгромив на севере базы террористов и окружив курорты кордонами из блокпостов.

То есть нет худа без добра. Несчастье, свалившееся на голову туротрасли, помогло, наконец, решить многие застарелые проблемы, о которых все знали, но до поры помалкивали. Если вдобавок к красотам Красного моря, золотым пляжам, египетскому гостеприимству и вечному солнцу мы получим еще и гарантии живыми и невредимыми возвращаться домой, то будет, согласитесь, совсем неплохо.

Я покидал Шарм-эль-Шейх глубокой ночью. Рейс был транзитный, через Стамбул. В аэропорту меня и мой багаж дважды просветили на постах технического контроля, заставили снять мокасины при проходе через рамку, еще дважды ощупали мою одежду и трижды заглянули в паспорт. Похоже, никто не возражал против подобных строгостей, ведь они призваны оградить пассажиров от возможных проблем. Лишь бы у египтян хватило пороху и дальше держать марку.

Уже вернувшись из командировки, я узнал о том, что официальные инстанции России и Египта в целом согласовали итоговую версию протокола по авиабезопасности, который позволит двум странам возобновить авиасообщение. По мнению министра транспорта РФ Максима Соколова, остается лишь договориться о дате и месте подписания документа. А там, глядишь, сначала начнутся регулярные рейсы в Каир, а вслед за тем полетят чартеры в Шарм-эль-Шейх и Хургаду. И тогда повеселеет мой хитроглазый друг Саид. Да и нашим гражданам станет легче переносить тяготы российской зимы. Все же, что там ни говори, а круглогодичной благодати и бюджетному отдыху на пляжах Красного моря альтернативы нет. 

Компетентно

Росавиация готовится к возобновлению полетов в Египет, сообщил "РГ" глава агентства Александр Нерадько. Но пока точной даты открытия полетов нет, неизвестно и количество рейсов, которые будут осуществляться в Египет, отметил он. "Пока мы не знаем, какие авиакомпании захотят полететь в какие аэропорты", - сказал Нерадько. Но именно от числа рейсов будет зависеть количество специалистов по авиабезопасности, которых нужно будет привлечь в России и командировать в Египет. "Эти специалисты будут призваны встать на пункты досмотра вместе с египетскими коллегами и осуществлять дополнительные меры безопасности. Например, если аэропорт работает 24 часа и наши рейсы вылетают и прилетают круглосуточно, то нужно 4 смены", - пояснил Нерадько.

Сейчас Росавиация проводит мониторинг организаций, где есть специалисты по авиационной безопасности. Идет сбор и анализ предложений, добавил Нерадько. Перевозки начнутся после того, как авиакомпании заключат соглашение с нашими организациями по обеспечению авиабезопасности (службы российских аэропортов, ведомственной охраной минтранса), уточнил Нерадько. Сейчас отрабатываются юридические формулировки этих соглашений, так как из-за законодательства Египта пришлось выстроить очень сложную юридическую конструкцию, которая позволит российским специалистам по авиабезопасности работать в аэропортах Египта.