13.03.2017 00:33
    Поделиться

    Почему в Китае популярны глиняные фигурки

    Двухвековое искусство обретает новое будущее
    Скульптурная галерея в Зоне искусств 798 в Пекине на первый взгляд кажется мастерской деятелей современного искусства: мягкий свет и простой, но изысканный дизайн.

    Здесь царит мистическая атмосфера. На растяжке, висящей в галерее, по-китайски написано "Возвращаться" - это может навести на философские размышления.

    Но внешность бывает обманчива. Это место - центр продвижения марки Niren Zhang (Нижэнь Чжан), которая появилась около города Тяньцзинь и существует уже на протяжении почти двух веков. Эта марка известна глиняными фигурками в народном стиле. В Китае это всеми узнаваемый бренд.

    Фигурки производства Niren Zhang, исполненные в старинных традициях, были внесены в первый список национального нематериального культурного наследия в 2006 году.

    Владелец галереи, открывшейся в октябре, - скульптор в шестом поколении 39-летний Чжан Юй.

    - Изначальный стиль наших произведений сохранился, но техника претерпела множество изменений, - говорит он. - Многие люди придерживаются старомодной точки зрения, считая, что традиционные изящные искусства не должны меняться со временем. Однако марка Niren Zhang еще в самом начале своего пути выступала за творческий подход.

    Изначальный стиль наших произведений сохранился, но техника претерпела множество изменений

    Чжан надеется, что эта современно выглядящая галерея в Пекине поможет сформировать новый взгляд на традиционное изящное искусство и поспособствует его глобализации.

    Он до сих пор управляет мастерской в Тяньцзине, которая, как и в давние времена, работает по принципу "мастер и подмастерье".

    - Я бы хотел, чтобы люди воспринимали Niren Zhang как реалию не только прошлого, но и настоящего, современного мира", - говорит он. - Традиционное искусство - это всего лишь одна из форм выражения, она не определяется хронологией.

    Тем не менее некоторые аспекты этого искусства остались неизменными. Сырье для фигурок по-прежнему изготавливают из смеси глины с хлопком и хранят в подвалах три года, пока оно не станет пригодным для лепки. Сам Чжан до сих пор предпочитает лепить исторических персонажей.

    - У меня было странное ощущение, когда я создавал фигурки, облаченные в современную одежду. Исторические персонажи лучше подходят, чтобы продемонстрировать традиционный китайский стиль, - поясняет он. - Но когда люди видят фигурки исторических персонажей, например Лао-цзы (древнекитайский философ, живший в VI веке до н. э., основоположник даосизма. - Ред.), они возвращаются к традициям. И тогда обращаются к мудрости предков для решения сегодняшних насущных проблем.

    Эта мысль и отражена в надписи на растяжке в галерее.

    Ремеслу Чжана с детства учили отец и дед. Он шутит, что выучился скульптуре только потому, что других игрушек у него не было.

    - Еще ребенком я решил, что буду заниматься тем же, чем и они, и никогда не думал о другой профессии, - говорит художник. - Принципы и технические приемы познаются через практику, их трудно выразить словами.

    Семейную традицию заложил Чжан Миншань, родившийся в Тяньцзине в 1826 году.

    Его народное искусство получило признание. Какое-то время он даже работал на императорскую семью династии Цин (1644-1911 годы). Когда ему было около 18 лет, местные прозвали его Нижэнь Чжаном. Он лепил главным образом фигурки персонажей из произведений древней литературы. Но кроме этого создавал и реалистичные статуэтки обычных людей. О них часто говорили: "Они отличаются от живых людей только тем, что не дышат".

    - В то время в Китае еще не было фотографии, поэтому китайцы удивлялись, видя что-то настолько реалистичное, - улыбаясь, говорит Чжан Юй.

    Семейная традиция с самого начала впитала в себя и восточное, и западное начала, возможно, из-за того, что Тяньцзинь сравнительно рано стал открытым для иностранцев. Почти все инструменты, с помощью которых изготавливаются фигурки, родом с Запада, объясняет Чжан Юй. Совместно с Нанькайским университетом он организовал в своей мастерской в Тяньцзине исследовательский центр, где проводят сравнительный анализ, изучая сходства и различия фигурок с западной скульптурой.

    Со времен Древней Греции западная скульптурная традиция основывалась на понятиях света и тени, а также крепости камня, говорит он. Традиционная китайская скульптура, напротив, уделяет больше внимания направлению линий и меньше - свету.

    - Но в отличие от живописи в древности китайская скульптура не снискала признания среди образованной знати. Она всегда считалась делом простых ремесленников, - поясняет Юй. - Такое отношение к ней существует в обществе и сегодня.

    Чжан Юй планирует открыть магазины в Японии и России, но только по одному в каждой стране. Мастерская в Тяньцзине - его единственный магазин в Китае, и другого, уверяет он, здесь не будет, потому что предметы ручной работы, изготовленные настолько искусно, можно производить только в маленьком объеме. В последние годы он делает всего около пяти фигурок в год. Большие статуи требуют много времени: нужно ждать, пока ее части высохнут, прежде чем приступить к следующим этапам.

    - Я предпочитаю рассматривать стиль, который унаследовал, как местный китайский стиль, а не как стиль Niren Zhang, - говорит он.

    Но все же надеется, что его сыновья, один из которых учится в начальной школе, а другой еще ходит в детский сад, продолжат семейное дело. Если у тебя богатое наследство, его хочется передать детям, - улыбается мастер.

    Поделиться