Сейчас уже каждый четвертый клиент микрофинансовых организаций (МФО), работающих онлайн, использует этот способ. Об этом говорится в совместном исследовании компании MoneyMan и Объединенного кредитного бюро.
Всего за 2016 год услугами онлайн-кредитования воспользовались больше 355 тысяч человек, говорится в исследовании. При этом 14% из них изначально пришли в МФО с подпорченной кредитной историей. Но после успешного возврата займов они снова смогли кредитоваться в банках. По сравнению с 2015 годом доля таких клиентов выросла на 3%. Еще 11% заемщиков формировали кредитную историю в онлайн-МФО с нуля, и только после этого они получили доступ к банковским кредитам. Таких клиентов в 2016 году стало на 2,6% больше.
Как правило, чтобы исправить неидеальную кредитную историю через МФО, заемщики берут 3-4 небольших займа и погашают их вовремя. Исправление кредитной истории занимает у них примерно семь месяцев - после этого срока банки обычно допускают клиентов к выдаче ссуд. Как рассказал "РГ" гендиректор MoneyMan Борис Батин, в среднем такие клиенты занимали у онлайн-МФО около 12,6 тысячи рублей на 18 дней.
В 2017 году поток желающих может вырасти в два-три раза и приблизиться к миллиону человек, полагает он.
Банкам, давно работающим в розничном кредитовании, хорошо известно о тенденции "исправления" кредитных историй с помощью МФО, рассказал "РГ" руководитель блока "Риски" банка "Возрождение" Салават Исмагилов. "Практика показывает, что по факту кредитоспособность заемщика, кредитующегося в МФО перед обращением в банк, не меняется. Как правило, создается лишь видимость улучшения его кредитной истории", - говорит Исмагилов. Такое поведение заемщиков многие банки расценивают как сигнал повышенного кредитного риска и как повод к более тщательному рассмотрению платежеспособности заемщика и даже к отказу в выдаче кредита, отмечает он. Банки могут проследить, обращался ли потенциальный клиент в МФО, анализируя данные бюро кредитных историй - срок, сумму кредитования и другие технические параметры, добавляет Исмагилов. Но искусственно сформированный хороший кредитный опыт - не основной фактор кредитного риска заемщика для банка, уточняет собеседник "РГ".
"Кстати, не все неидеальные кредитные истории считаются для банка поводом для отказа", - добавляет Исмагилов. При определенных условиях займы могут выдаваться и клиентам, допустившим просрочку - в частности, если это произошло из-за непредвиденных жизненных ситуаций.