13.03.2017 20:46
    Поделиться

    В Москве открылась выставка о поставщиках императорского двора

    В Доме Российского исторического общества открылась выставка "Поставщики Двора Его Императорского Величества" о напитках и сладостях, которые подавались на царские обеды и ужины. Среди экспонатов - нераспечатанные коробки с печеньем и конфетами столетней давности от Алексея Абрикосова и коньяк от Шустова с сыновьями, которым французы разрешили не менять название напитка на принятое в других странах "бренди".

    "Институт поставщиков двора явился важной вехой в истории развития отечественного предпринимательства", - открывая экспозицию, сказал глава Российского исторического общества, директор Службы внешней разведки РФ Сергей Нарышкин. - В дореволюционной России, чтобы получить статус поставщика императорского двора, необходимо было пройти довольно сложную процедуру оценки качества производимой продукции. За это право боролись самые добросовестные предприниматели России".

    Предприниматель, получавший статус, попадал в экономическую элиту России. Дореволюционным "знаком качества" обладали такие легендарные фирмы, как "Братья Елисеевы", "Бекман и Ко", "Жорж Борман". К слову, знаменитые шоколадные яйца с секретом от Жоржа Бормана появились в Санкт-Петербурге на сто лет раньше, чем иностранные "киндер-сюрпризы", рассказал "РГ" частный коллекционер кухонной атрибутики, упаковок из-под конфет и стекла Евгений Тростецов.

    В его коллекции - раритетная бутылка с водкой "Царская", которой потчевали на коронации Александра Третьего. На ней написано: "Столовое вино N 0". "Это означало, что водка эта высочайшего качества!" - объясняет Тростецов.

    Чтобы получить высокий статус поставщика императорского двора, утверждает директор Института российской истории РАН Юрий Петров, РАН нужно было заявить о своем желании сверху каким-то указом, он не давался: "Чтобы это ходатайство было удовлетворено, нужно было несколько условий. К примеру, десять лет беспорочной торговли и что немаловажно - по умеренным ценам. И чтобы владелец фирмы имел идеальную репутацию, не находился под судом, не был замешан в других скандалах. И главное, звание это давалось только владельцу фирмы, но автоматически не передавалось наследнику".

    Это блестящий рекламный ход, который давал его обладателю выигрыш в конкурентной борьбе.

    Однако знак поставщика только подтверждал уже достигнутый уровень качества.

    По словам историка, император Николай Второй за обедом выпивал рюмку водки, обычно "смирновской". Но среди поставщиков двора числились и предприниматели, продукцией которых вряд ли пользовалась царская семья. Например, Иван Сытин, книгоиздатель для бедных слоев населения, получил звание "Поставщик Двора Его Императорского Величества" за распространение знаний в народе.

    Это значит, что знак перерос свой первоначальный смысл и стал указывать на общественное звучание деятельности предпринимателя.

    Поставщиков признавали и за рубежом. Скажем, русские кондитеры были вполне конкурентоспособны. Абрикосовы изобрели мармелад в шоколаде, такого в мире никто не делал: они поставляли свой товар и в Европу , и в Америку. А на Всемирной выставке в Париже 1900 года такие русские шоколатье, как Эйнем, Борман, Абрикосов, получили большие золотые медали. В те времена русский шоколад был одним из лучших в мире.

    Поделиться