До недавних пор Дорогобуж, где живет чуть более 10 тысяч человек, моногородом не считали. Числился таковым расположенный неподалеку поселок Верхнеднепровский, жизнедеятельность которого была тесно связана с огромным заводом азотных удобрений. Но химическое предприятие перерегистрировалось в Дорогобуже, и районный центр начал соответствовать критериям моногорода. Официально этот статус был присвоен городу в мае 2016 года.
Глава района Олег Гарбар говорит, что сейчас в городе нужно заниматься буквально всем - дорогами, инженерной инфраструктурой, благоустройством, школами и так далее. Инструменты, разработанные правительством для поддержки социальной стабильности в моногородах, по его мнению, помогут изменить ситуацию к лучшему. Главным таким инструментом и является статус территории опережающего развития. Поначалу этот механизм предполагалось использовать на Дальнем Востоке, но складывающаяся социально-экономическая ситуация побудила правительство обратить внимание на кризисные моногорода. Сейчас таких населенных пунктов в России 313, в них живет более 13 миллионов человек, причем миллион человек работает на градообразующих предприятиях. С учетом масштаба проблемы становится ясно, что этот проект носит не столько экономический, сколько социальный характер: предоставляя определенные льготы резидентам ТОР, власти рассчитывают на создание новых рабочих мест.
В октябре 2014 года был создан Фонд развития моногородов, который оказывает содействие в создании объектов инфраструктуры, необходимых для реализации новых инвестиционных проектов в моногородах. Его специалисты участвуют в их реализации и формируют команды, управляющие проектами развития моногородов. Фонд готов предоставлять кредитные ресурсы для реализации инвестиционных проектов (до 40 процентов от их стоимости): на восемь лет, под пять процентов годовых, а также субсидирует строительство объектов инфраструктуры (до 95 процентов от стоимости затрат). А с марта 2015-го появилась возможность создавать на территории моногородов территории опережающего развития. Резидентам ТОР в моногородах предоставляются налоговые льготы, льготные тарифы страховых взносов в негосударственные внебюджетные фонды, облегченный порядок проведения государственного и муниципального контроля. При этом пользоваться льготами могут новые инвесторы, не связанные с градообразующими организациями.
- Для прорывного, ускоренного развития территории надо смотреть в будущее, строить инфраструктуру с запасом, ведь ее создание, затраты денежных средств и усилий - это та доля риска, первоначальная головная боль, которую снимает с инвесторов государство, - считает замминистра экономического развития РФ Александр Цыбульский. - Эта деятельность обязательно окупится будущей экономической активностью привлеченных инвесторов, созданием новых рабочих мест и повышением качества жизни населения регионов.
Управленческая команда Дорогобужа прошла подготовку в Российской академии народного хозяйства и государственной службы и в декабре прошлого года защитила проект "Центр притяжения". По словам главы района Олега Гарбара, являющегося членом "проектного комитета", анализ нынешней социально-экономической ситуации в городе выявил снижение численности жителей и спад деловой активности. Число малых предприятий сокращается, количество рабочих мест уменьшается, растет зависимость экономики от градообразующего предприятия. Опираясь на результаты анализа, разработчики проекта нашли пути превращения Дорогобужа в город, комфортный для жизни и привлекательный для инвесторов. Опрос жителей показал, что самой большой проблемой является здравоохранение, в связи с чем был разработан проект строительства в Дорогобуже медицинского центра в формате государственно-частного партнерства, и даже найден инвестор, готовый вложить в этот объект 300 миллионов рублей. Отвечая на запросы местных жителей, городские власти поставили перед собой задачу обеспечить спортплощадками местные школы, взяться за благоустройство парка и Вала Победы - главного городского мемориала. В этом году должен открыться физкультурно-оздоровительный комплекс, строительство которого началось еще в 2012 году, в перспективе и при содействии федеральных ведомств планируется построить в городе набережную "Летопись города".
Примерно известен и перечень инвестиционных проектов на сумму свыше 11,8 миллиарда рублей, которые предполагается реализовать в моногороде: кролиководческий комплекс, предприятие по производству фанеры и ламинированного напольного покрытия, проект промышленного прачечного комплекса и предприятие по производству крем-сыров. Их реализация позволит создать в городе к 2020 году почти 900 новых рабочих мест. Принес Дорогобужу новых партнеров и недавний инвестиционный форум в Сочи: нашлись инвесторы для строительства предприятия по переработке грибов и мяса и завода по производству портландцемента. Появился и еще один ГЧП-проект: со столичной фирмой, управляющей сетью частных многофункциональных медицинских центров, подписано соглашение об организации первичной медико-санитарной помощи местным жителям с помощью передвижных медпунктов и выездных врачей общей практики.
Статус территории опережающего развития присвоен Дорогобужу на 10 лет, но может быть отозван через два года в случае невыполнения обязательств, касающихся привлечения резидентов. Это обстоятельство заставляет администрацию Смоленской области активно содействовать местным властям.
Эксперты отмечают еще одну деталь: в ходе работы, в которой участвуют "Сколково", Российская академия народного хозяйства и государственной службы, Фонд развития моногородов и другие федеральные структуры, в моногородах могут сформироваться успешные и эффективные "команды изменений", способности которых можно будет использовать для решения проблем куда большего масштаба.
Дмитрий Ягодкин, эксперт Национального рейтинга инвестиционной привлекательности регионов России:
- ТОР - это не оазис в пустыне, где вдруг начнут цвести цветы. В России каждый десятый живет в моногороде. Задача, поставленная перед местными властями, заключается не только в том, чтобы уменьшить зависимость от градообразующих предприятий. По большому счету расчет делается на то, что хотя бы часть этих городов через 10 лет станет центром притяжения и развития своих регионов. Конечно, добиться этого повсеместно не получится. Льготы, предоставляемые бизнесу в моногородах, существенны, но, на мой взгляд, недостаточны, чтобы в ТОР бросились инвесторы, и хорошо, если через 10 лет экономика в моногороде станет более сбалансированной и устойчивой.