В прошлом году СПГЭС уже вводило ограничение подачи энергоресурса, это привело к остановке большей части трамваев и троллейбусов в городе. Тогда скандальную ситуацию удалось разрешить в течение суток: арбитражный суд наложил обеспечительные меры, запретив отключать муниципальный электротранспорт. Однако впоследствии поставщик энергии добился в суде решения в свою пользу, ограничение электроснабжения предприятия за долги признали законным. Их частично погасили, однако, по словам руководителя СПГЭС Андрея Иванова, с августа прошлого года долг вновь начал расти.
В середине февраля депутаты гордумы заявили, что с администрацией города достигнута договоренность о выделении "Саратовгорэлектротрансу" дополнительных 100 миллионов рублей. Эти средства якобы должны поступать частями по 20 миллионов рублей в течение пяти месяцев.
Более того, в опубликованной на днях стратегии социально-экономического развития Саратова провозглашается ставка на развитие экологичного общественного транспорта: муниципальные власти якобы собираются обновлять подвижной состав, строить линии скоростного трамвая. Однако до сих пор подобные красивые планы опровергались реальными действиями чиновников.
Все последние годы количество маршрутов электротранспорта и протяженность трамвайных путей неуклонно сокращались. Несколько лет назад демонтировали рельсы в центре Саратова на улицах Радищева, Кутякова, Горького и Большая Горная. До сих пор не восстановлен один из самых популярных троллейбусных маршрутов - N 9 между Саратовом и Энгельсом: опоры электросетей демонтировали более десяти лет назад из-за ремонта моста через Волгу. Как рассказал "РГ" директор МУП "Саратовгорэлектротранс" Константин Касьянов, предполагалось закупить на заводе в Энгельсе современные троллейбусы с автономным ходом, которые могли бы работать на мосту. Нашелся инвестор, готовый поддержать это проект, однако он так и не был реализован. Нынешнее городское руководство, по-видимому, собирается продолжать политику своих предшественников. Во всяком случае уже объявлено о закрытии еще одного трамвайного маршрута - N 5 в Заводском районе города в связи с его якобы малой востребованностью. Трамваи там заменят автобусы.
По данным самого "Саратовгорэлектротранса", количество перевозимых предприятием пассажиров постоянно уменьшается, за последние пять лет - почти втрое: с 89 миллионов пассажиров в 2012 году до 35 миллионов в 2016-м.
В прошлом году муниципальное предприятие работало с ежемесячным убытком в 19 миллионов рублей. Причем такие результаты были достигнуты после того, как там провели оптимизацию расходов, в том чисел сократили около 200 человек. По словам Касьянова, сейчас значительные средства тратятся неэффективно из-за того, что на подстанциях установлено старое, энергозатратное оборудование, и если его модернизировать, сократятся расходы, но для этого нужны инвестиции, которые МУПу неоткуда привлечь.
В областном министерстве транспорта и дорожного хозяйства главную проблему видят в том, что в Саратове маршруты трамваев и троллейбусов дублируются автобусами. По подсчетам областных экономистов, это сокращает потенциальные доходы предприятия в два раза. Как напомнил корреспонденту "РГ" замминистра Сергей Балакин, два года назад рабочая группа при облминтрансе разработала предложения по улучшению финансово-хозяйственного состояния МУП, однако большая часть их осталась не выполнена.
В то же время в "Саратовгорэлектротрансе" напоминают: из-за того, что областной бюджет не возвращает средства за перевозку льготников, у транспортников также образуются значительные выпадающие доходы. Все последние годы сокращалась и дотации предприятию из городского бюджета. Если в 2012-м они составляли 200 миллионов рублей, то к прошлому году эта сумма уменьшилась вдвое.
Три года назад тогдашнее руководство Саратова вместо того, чтобы сокращать дублирующие автобусные маршруты, придумало "альтернативу". "Саратовгорэлектротранс" принял участие в конкурсе на перевозки пассажиров автобусами и выиграл тендер по 22 маршрутам. Затем все эти маршруты предприятие передало в субаренду... по сути, своим же конкурентам.
Депутат гордумы Саратова Виктор Марков считает, что перспектива банкротства предприятия вполне реальна. Если не в нынешнем, то в следующем году.
- Это зависит от позиции собственника, есть два пути: либо поднимать стоимость проезда (сейчас в Саратове она составляет 17 рублей при себестоимости в 21. - Прим. "РГ"), либо перераспределять дополнительные средства на поддержку городского электротранспорта с каких-то других статей бюджета, но последнее малореально. Бюджет города хотя и бездефицитный, но в этом году очень напряженный, - объясняет депутат. По его словам, муниципалитету с решением проблемы городского электротранспорта самостоятельно, без поддержки региональной власти не справиться.
К тому же бытует мнение, что в банкротстве муниципального предприятия заинтересованы влиятельные силы, в том числе девелоперы, которые хотели бы по-своему распорядиться земельными участками в центре города, занимаемыми МУПом.