14.03.2017 21:28
    Поделиться

    Как возродился Федоровский собор в Царском селе

    Царский образ

    Сохранилась старая немая кинопленка о визите царской семьи в Федоровский собор в Царском Селе. Колыхание белых шляп дам, идущих крестным ходом, благословение священника. Государь на кинопленке - и сквозь столетие характер виден - именно таков, как отмечали близко его знавшие, без аффектов и пустых выспренностей - прост, здрав, умен в движениях. Императрица, княжны, наследник, еще ребенок, с вечной бескозыркой, старательно стучащий молоточком по первым кирпичам будущей святыни. 2 минуты 12 секунд пленки на YouTube прокручиваешь раз пять - чтобы снова колыхалось время вместе с белыми шляпами и зонтами, чтобы они крестились и благословлялись. Впечатление можно продлить фотографиями царской семьи на освящении еще одного Федоровского собора - в Санкт-Петербурге. И снова встретиться с чувством тайной, неиспытанной гордости за аристократическое русское царское величие.

    Из 100 лет своей жизни храм 80 лет не был храмом. Его вид перед возвращением Церкви был страшен

    Наши чувства по поводу последнего государя обычно мечутся между соблазном строгого (хорошо, если не хамского) суда над его управленческим даром и щемящим чувством вины и жалости к нему и к России, которую мы потеряли вместе с ним.

    Социологи говорят, что в XXI веке сильнее и выигрышнее будут общества, которые не стали сплошь массовыми, сохранили остатки сословности и царские и королевские дворы как символ национальной чести. И это снова и снова ставит немой вопрос о возможности если не восстановления монархии, то хотя бы ее символического капитала.

    У царской семьи Романовых была "своя" святая икона - Феодоровская. Именно этим образом инокиня Марфа в начале XVII века благословила сына Михаила - первого выбранного из рода Романовых царя - на царство.

    Немецкие принцессы, становясь невестами русских великих князей и принимая православие, с XVIII века обычно брали себе отчество "Федоровны" - в честь этого образа.

    И поэтому к 300-летию Дома Романовых в начале XX века важно было построить в столице Федоровский собор - как духовный памятник трехвековому царствованию. Официально - храм Феодоровской иконы Божией Матери. В обиходном языке Ленинграда 20-х годов - Романовская церковь.

    20 минут ходьбы от вокзала, и столбенеешь от ощущения, что ты в Москве, перед тобою настоящая кремлевская стена. Петербургские церкви - это либо замечательная классика, либо привычное барокко, а тут, как контрапункт, что-то допетровское, белокаменное... Если когда-нибудь будут снимать ремейк "Иронии судьбы", то Лукашина на 3-ю улицу Строителей надо провезти как раз мимо Федоровской церкви для пущей уверенности, что он в Москве. Впрочем, выйдя из такси и присмотревшись, понимаешь, что храм не к одной Москве отсылает, но и к Ярославлю, Суздалю, Ростову Великому.

    Храм как памятник в неорусском стиле должен был явить все богатство церковных архитектурных форм, что Россия накопила за столетия. В том числе и в доромановские времена. Главными в проекте Степана Кричинского стали стилевые мотивы московских, ярославских, ростовских церквей. Интерьер нижнего храма - св. Александра Невского - распорядились обустроить в стиле древних новгородских церквей.

    Первые 100 рублей на строительство Федоровского собора перечислил находящийся на одре предсмертной болезни святой Иоанн Кронштадтский. Первые 25 тысяч - государь-император. Деньги продолжили собирать всем миром, и храм был построен.

    Его задумали в 1909 году, а освятили в январе 1914 года, собрав на праздник потомков тех, кто голосовал когда-то за избрание на царство Михаила Федоровича. Пять первых колоколов носили царские и великокняжеские имена - "Михаил-Николай", "Александра", "Мария", "Михаил" и "Ольга".

    Здание передать Союзмолоко

    Сегодня архитектурные замыслы 1914 года - сочетание древних мотивов с модерном - кто-то бы, наверное, рискнул назвать игрой с историей и культурными формами. Но, прежде чем произошла эта игра с историей, история сыграла в злую игру с людьми и храмом.

    Не успели в освященном соборе позолотить купола, как началась Первая мировая война. Позолота куполов, как и обустройство нижнего храма, были отложены. Осталась лишь запись в журнале строительного комитета: оформить интерьер...

    А потом грянула революция. Осенью 1917-го строительный комитет заявил о прекращении своей деятельности "вследствие текущих тяжких событий".

    Каким-то чудом эта церковь оставалась действующей - до 1932 года. Храм - мудростью или хитростью - упорно отстаивало Александро-Невское братство (состав - от простых рабочих до университетских профессоров).

    В протоколах допроса последнего настоятеля собора, архимандрита Льва Егорова, записан его ответ на вопрос "Ваши политические убеждения?": "Стараюсь не мешать строительству социализма". С дополнением о "несочувствии" атеистической работе советской власти.

    В 1937 году отец Лев был расстрелян. Были расстреляны трое из посещавших собор и служивших в нем епископов и архиепископов. А в 1932 году - постановлением Володарского райсовета - закрыт сам собор. "Церковь ликвидировать, здание передать Союзмолоко" - так была решена его судьба.

    Участь церковных зданий в те времена была горестна - их либо взрывали и сносили полностью, либо переоборудовали под что-то совершенно чуждое Церкви - овощехранилище, склад, бассейн, гараж, завод, в лучшем случае - клуб или музей. Федоровский собор постиг один из худших случаев - здесь построили промышленное предприятие со всеми вытекающими - иногда в буквальном смысле слова - последствиями. Когда в 60-е годы затеяли расширение молокозавода, обезглавленный собор покрыла четырехскатная оцинкованная крыша. Пятиглавый собор превратился в пятиэтажное промышленное почти кубическое строение, хаотично обросшее кирпичными пристройками. Из 100 лет своей жизни храм 80 лет не был храмом.

    Политический проект и современные Рублевы

    В 90-е годы были предприняты первые труды по возвращению поруганного храма Церкви. Они были долгими, включавшими тяжбы и разбирательства со всевозможными мутными ООО. Новая страница в истории храма по-настоящему открылась в XXI веке, когда "Единая Россия" приняла программу "Историческая память" по восстановлению храмов, усадеб и памятников культуры. Федоровский собор шел в ней под номером один. И даже когда финансовый кризис сократил список задуманного, собор не пострадал. Слишком нерядовым был этот храм, поэтому попечительский совет по его воссозданию возглавил тогдашний председатель Госдумы Борис Грызлов, в него вошли Валентина Матвиенко, бывший глава Заксобрания Петербурга Вадим Тюльпанов, тогдашний глава РЖД Владимир Якунин, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, представитель Дома Романовых князь Дмитрий Романович Романов.

    Спустя почти 100 лет пришло время воплотиться запланированному в 1914 году. Внешний вид храма воссоздали по фотографиям, вдобавок позолотив купола. Внутреннее убранство верхнего храма (иконостас, паникадило в виде царской короны Михаила Федоровича) - по ним же. А обустройством нижнего храма, с которым не успели в 1914-м, - в стиле старых новгородских церквей до времени Александра Невского - занялся выдающийся иконописец нашего времени архимандрит Зинон (Теодор), которого иногда называют "современным Рублевым".

    Заполучить отца Зинона, расписывающего монастырь на Афоне, было не так просто, но сказалась его дружба с молодым настоятелем собора, отцом Александром Сорокиным. Попечительский совет предоставил абсолютную свободу о. Александру , а тот - ее же - отцу Зинону.

    Уже в начале XX века археологи и историки церковного искусства предполагали, что новгородские церкви домонгольской Руси были похожи на храмы Византии. В них, например, не было привычных нам иконостасов, лишь невысокая алтарная преграда. И архимандрит Зинон предложил свое решение в камне и красках.

    По сути, в восстановленном Федоровском соборе сегодня явлено то, на дефицит чего иногда указывают Церкви, - хорошее образование и вкус настоятеля и огромная культура и выдающийся талант знаменитого иконописца, чей проект неожиданно совпал с тем, что желали создатели храма 100 лет назад. И теперь нижний храм Романовской церкви - это современный художественный шедевр. Кстати, когда в Петербурге проходила ночь музеев, отец Александр присоединился к ней - храм, как и городские музеи, был открыт до 11 вечера. " К нам пришли люди, которые бы никогда не пришли на службу, - рассказывает он. - Мы для них провели экскурсии".

    В бывшем Доме причта храм организовал Просветительский центр. Здесь работают воскресные школы для детей, собираются анонимные и неанонимные алкоголики ( до 20-30 человек), заядлые трезвенники... Постоянно читаются лекции по богословию и истории искусства. Иногда в нижнем храме идут концерты - например, поется "Всенощная" Рахманинова в исполнении лучшего нецерковного хора Санкт-Петербурга - Смольного собора. Недуховные песнопения - это в основном классика - все слушают в Просветительском центре. В нижнем храме, как исключение, исполняется музыка барокко XVIII века. Основание - эта музыка связана с Романовыми - начиная с Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны. Ее писали русские музыканты иностранного происхождения, итальянцы при дворе русских государей. Ансамбль, ее исполняющий, и называется "Солисты Екатерины Великой". А руководитель ансамбля - прихожанин храма. "Культуре место в церкви, - любит повторять отец Александр. - Я считаю, что церковные врата должны быть распахнуты всему культурному и духовному в широком смысле этого слова, а не только тому, что записано в требнике или служебник. Хотя для этого нужны высокий вкус, чутье, образование, чтобы не допустить никакой вульгарщины".

    И память о Романовых в храме сегодня нужно наполнять именно культурой, открывающей в людях лучшие стороны и зовущей к диалогу, уверен настоятель Федоровского храма.

    Память

    Столетие отречения императора Николая II от престола будет отмечено патриаршим богослужением. Патриаршая литургия будет совершена сегодня. В день отречения 100 лет назад была явлена Державная икона Богородицы, верующие восприняли это как знак заступничества Божией Матери о русской земле. Сейчас Державная икона хранится в Казанской церкви в Коломенском, где была обретена, и является одной из главных святынь современной России. В этом храме Патриарх Кирилл и совершит сегодня богослужение.

    Интервью

    Государь и вандалы

    В храме, посвященном 300-летию Дома Романовых, какими выглядят эти 300 лет?

    Протоиерей Александр (Сорокин): Наш храм построен как "величественный памятник благополучного 300-летнего царствования Дома Романовых". Оно было славным, успешным, замечательным. Иногда трудным и ошибочным, но, в общем, это, конечно, был богатый положительными результатами период истории России. Но закончился он большой трагедией и для последней царской семьи, и для всей России. Кровавое и трагичное завершение правления Дома Романовых, с одной стороны, нелогично (страна мощно набирала обороты развития), а с другой - в нем была своя страшная логика. Причины революции в виде накопленных несправедливостей надо было изживать. И тогда, и сейчас.

    Последний государь прославлен как святой. При этом критическая оценка его правления стала чуть ли не общим местом.

    Протоиерей Александр (Сорокин): Святой не является совершенным суперменом и полубогом. Канонизируют не за совершенную жизнь, а за искреннюю верность Евангелию и желание воплотить его идеалы в жизнь. Николаю II это желание было свойственно. Как и его семье. Я во многом согласен с теми, кто критически оценивает его управление государством. Его действия, наверное, иногда были неудачными. Но власть выпала ему как жребий, таков был его удел. В его канонизации прежде всего выразилась оценка той трагедии, что произошла не только с ним, но и с Россией. Его казнь была актом запредельного вандализма, ставшего пафосом большевистской эпохи разрушения. А канонизация царя стала актом осуждения пафоса вандализма. Это действие по знаку своему обратное тому, что двигало вандалами.

    Монархическая идея жива сегодня?

    Протоиерей Александр (Сорокин): Мне кажется, это пройденная история. Романовых надо помнить, уважительно относиться к достижениям и плодам их правления, но как политической силы, по-моему, их сегодня не существует. И вряд ли она возродится. Принцип монархии в России продолжается разве что в предпочтении внятной и хорошо организованной, а иногда даже немного авторитарной власти.

    Поделиться