Человек человеку волк, а зомби зомби - зомби

Этим текстом "Кинократия" запускает новую рубрику "Вечер трудного дня". Раз в неделю по будням - чаще всего по вторникам (но не обязательно) - мы будем радовать вас рецензией на какой-нибудь старый фильм, который хорошо посмотреть дома после работы. Начнем с самой подходящей картины для тех, кто сегодня по тем или иным причинам почувствовал себя в окружении зомби.

Когда Дэнни Бойл - к тому времени уже снявший лихую черную комедию "На игле" (замечательный сиквел сейчас идет в нашем прокате) - решил обратиться к одному из самых дурацких ответвлений кинематографа, многим показалось это минутной блажью скучающего молодого мастера. Кому, мол, вообще нужен зомби-хоррор в двадцать первом веке? Каким-нибудь любителям трэша? Пожалуй. Но мы-то - не они.

Под такие рассуждения "28 дней спустя" в далеком 2002-м стартовали в кинотеатрах. И собрали армию поклонников со скоростью столь же впечатляющей, что и скорость местных зомби. Да - задумка сделать зараженных быстрыми оказалась без шуток потрясающей. Не в пример морально устаревшим, передвигающимся черепашьим шагом андедам Джорджа Ромеро и его эпигонов, "ходячие" (вернее, "бегущие") Бойла пугали по-настоящему. Появлялись неожиданно, атаковали стремительно, инфицировали за считанные мгновения. И все это - на фоне грандиозных, выверенных до миллиметра декораций опустошенного жутким вирусом Лондона. А как там взрывалась бензоколонка... Красота!

Впрочем, кое-что у Ромеро англичанин все-таки перенял. Он сумел высказаться о социальных проблемах в рамках жанрового кино. Причем сумел сделать это четко и емко. Без высокопарных монологов, без ненужных сантиментов. И - главное - не в ущерб зрелищности и динамике. Сам по себе придуманный им вирус действует, в первую очередь, не на организм, а на психику. А потому толпы зомби выглядят синонимом обезумевшей, агрессивной, голодной толпы, готовой растерзать кого угодно за самые примитивные блага и ресурсы.

С другой стороны, и здоровые люди у Бойла здоровы лишь на первый взгляд. Потому что, как известно, "человек человеку волк". И у тех, кому удалось избежать мутации, - свои разборки и своя борьба за иерархию. Примером тому - группировка военных, обустроивших в старинном особняке этакое мини-государство. Разрушают его за считанные минуты - в ходе еще одной потрясающей сцены. Хлещет баснословный ливень, камера мечется по интерьерам и экстрерьерам, Киллиан Мерфи с голым торсом выдавливает глаза солдафону, играет культовая нынче In a House/ In a Heartbeat Джона Мерфи. Красота номер два.

С Мерфи (Киллианом, хотя и Джоном, само собой, тоже), кстати, вышло идеальное попадание. Мало кто мог поверить, что "ужастику" подойдет голубоглазый красавчик. Но он не просто подошел, а еще и отлично сыграл не самого простого персонажа с не самой простой линией развития. Плюс - добавил эстетики и без того эстетской ленте. И уж точно не потерялся на фоне опытнейших Брендана Глисона и Кристофера Экклстона (надо ли напоминать, что эти двое своих героев - по-разному трагических - изобразили блистательно?).

Ну и еще одно. "28 дней" одними из первых подарили нам стопроцентный эффект погружения, позже ставший модной фишкой "нулевых" и "десятых". Когда кровавая жижа заливала экран с обратной стороны, хотелось закрыть глаза. Когда очередной зомби крейсерски проносился перед камерой, хотелось отгородиться от него руками. Позже все это использовал и Хуан Фреснадильо - в сиквеле. Не самом дурном, даже хорошем, но - положа руку на сердце - бесконечно далеком от уровня, заданного оригиналом. Что до третьей части, то слухи о ней ходят до сих пор. И вроде бы снимать ее собирается лично Дэнни Бойл. Снимет ли - предсказывать не беремся. Но надежду пока не хороним.