Вы общались с Олегом Николаевичем не один год. Помните, как познакомились?
Сергей Ландо: Конечно. Вообще я впервые услышал о нем, еще учась во ВГИКе в начале 1980-х годов. Но это были именно слухи, концертов никаких не было. "Есть экстравагантный, очень яркий по своим проявлениям человек, которого никто не видит, но который просто блеск", - примерно так о нем тогда говорили. Студенты всегда хотели его снимать, но он был неуловим и не особенно хотел сниматься. А уже многим позже, в 2003 году, я работал над фильмом, в котором пытался отразить неповторимый дух Санкт-Петербурга через известных представителей культуры. Образов у меня было три: балерина, художник и композитор. В качестве последнего я пригласил как раз Олега Каравайчука. Тут и началось наше многолетнее знакомство. Время от времени он предлагал поснимать свои импровизации и концерты.
И вы снимали. Все эти тринадцать лет.
Серей Ландо: Да, я снимал его не раз и не два. У меня самая богатая коллекция съемок с его участием. Представьте: двадцать часов уже отобранной записи, где он исполняет разные композиции. Настоящий концертный сериал!
Снимали исключительно выступления?
Сергей Ландо: В основном это репетиции и концерты. Но есть еще и какие-то его разговоры о жизни. Каравайчук обладал даром поэтического языка, часто говорил что-то абсолютно парадоксальное. Таких записей много.
Они в ваш фильм войдут?
Сергей Ландо: Да, фильм, над которым я сейчас работаю, - традиционная биография, и он будет основан как раз на моих видеозаписях с использованием фото, прочей хроники. Пока процесс находится на исследовательском этапе: я собираю документальные свидетельства, выстраиваю саму биографию. Это все требует сил и времени, например, сейчас записываю интервью с известными людьми, которые с ним работали. Уже поговорил с Вячеславом Полуниным, Львом Додиным, дальше в планах Михаил Пиотровский. Но есть ведь люди, которые на афишах никогда не значились: звукорежиссеры, монтажеры, в конце концов, соседи Олега Николаевича по даче в Комарово. Они ничуть не меньше могут вспомнить.
Уже что-то интересное узнать удалось?
Сергей Ландо: Знаете, мне важно не просто "интересное", а найти подтверждение или неподтверждение легенд, которые окружали композитора. А его жизнь уже обросла легендами и дальше будет продолжать ими обрастать. Мне какие-то вещи рассказывают, а я понимаю: это просто пересказ этих самых легенд. Сталин, послушав юного виртуоза, подарил ему фортепиано, на консерваторском слушании Каравайчук, не вдохновленный видом присутствующих, сыграл один аккорд и молча ушел - как это на самом деле было?
Рабочее название фильма - "Небесный тапер". Есть у него какая-то история?
Сергей Ландо: Да, называется он так по двум причинам. Олега Николаевича, знаете, иногда обижали. Как-то он услышал, что его назвали шутом. На что, при мне, ответил: "Может быть, и шут, но шут небесный". А потом, он ведь написал музыку к стольким фильмам! Отсюда - тапер. Из этих двух фактов и сложилось такое название.
Когда планируете полностью закончить работу?
Сергей Ландо: Мы с киностудией "Лендок", где и ведется работа над лентой, хотели бы издать фильм к 90-летию Олега Николаевича, то есть к 28 декабря этого года. Возможно, выйдет он попозже, например в январе, но пока мы все-таки надеемся на 2017 год.
Композитору, музыканту-импровизатору Олегу Каравайчуку первую работу для кино - музыку к фильму "Алеша Птицын вырабатывает характер" (1953) - предложили по рекомендации сценариста картины, Агнии Барто. По словам Каравайчука, метод работы над музыкой для кино подсказал ему Виктор Некрасов во время работы над фильмом "Солдаты" (сценаристом которого был Некрасов). Каравайчук не только писал музыку к фильмам, но иногда и снимался в эпизодических ролях, выступал как дирижер, например в картинах "Поднятая целина", "Город мастеров", "Короткие встречи". В начале 1960-х годов состоялось единственное публичное выступление Каравайчука на сцене Ленинградского концертного зала. В следующий раз он вышел на сцену лишь в 1984 году, в ленинградском Доме актера исполнил произведения Мусоргского и Бетховена. Сотрудничал с Параджановым, Шукшиным, Авербахом, Курёхиным. Музыка его звучит в спектаклях Александринского театра ("Изотов"), Малого драматического - театра Европы ("Бесы"). Скончался композитор 13 июня 2016 года.