15.03.2017 21:47
Поделиться

Что делают в инклюзивной театральной школе

- А, Никита! - в репетиционный зал вошел хореограф, и это сразу почувствовали актеры, которые не могут ни видеть, ни слышать. Все расселись по кругу - с Никитой во главе.- Подняли руки! Показали ладони! Хлопок! Руки на колени! Левой ногой топнули! Правой!..

Сразу получилось не у всех, но к концу занятия по пластике подопечные Никиты в "Инклюзион. Школе" уже исполняли стройную ритмическую композицию. Хореографа сменил педагог по сценической речи. В соседнем зале слышались слова режиссера: "Мы - субстанция, мы перетекаем, пластаемся по плоскости, нам удобно, спокойно..." Там началась репетиция спектакля: актеры "выслушали" на "дактиле", ручном языке слепоглухих (на всех репетициях присутствует переводчик), объяснение хореографа-постановщика Ларисы, опустились на пол и начали кто как может превращаться в "субстанцию"...

С 2016 года в Москве при Фонде поддержки слепоглухих "Со-единение" существует инклюзивная театральная школа. "Инклюзия" - от латинского include, "включать" - это вовлечение людей с инвалидностью в активную жизнь. В инклюзивной театральной школе за социализацию своих подопечных взялись люди творческие.

На всю страну зазвучали такие постановки театральной школы, как "Прикасаемые", документальный спектакль, в котором бок о бок на сцене работали актеры слепоглухие и "зрячеслышащие", рассказывающие истории жизни своих сценических партнеров. В спектаклях Дмитрия Брусникина и Михаила Фейгина по "Женитьбе" Гоголя и чеховской "Чайке" больные ДЦП и синдромом Дауна, слепоглухие, обученные педагогами ГИТИСА, Школы-студии МХАТ, заиграли главные роли. Спектакли, поражавшие непридуманностью сюжетов и редкой для традиционных постановок искренностью, стали наперебой приглашать в другие города.

Но одной лишь театральной школы, вовлекавшей в творчество людей "с разными возможностями", руководителям "Со-единения" оказалось недостаточно.

И вот 20 февраля было объявлено о создании Центра творческих проектов "Инклюзион" - с направлениями "Лаборатория", "Музей", "Школа" и "Театр".

Чем же занимаются в этих подразделениях центра?

Конкретно

Инклюзион. Школа

Студенты Школы занимаются с педагогами пластикой, техникой речи, вокалом и актерским мастерством по разработанной программе.

- Мы создаем профессиональный инклюзивный театр, - говорит креативный директор центра Виктория Авдеева. - И еще полноценную систему образования для актеров с иными возможностями.

Инклюзион. Театр

Первым спектаклем стала совместная с Театром Наций и фестивалем "Территория" постановка "Прикасаемые" с участием слепоглухих и зрячеслышащих актеров в 2014 году. Фондом созданы еще три спектакля. "Совершенно невероятное событие. Женитьба", "Чайка. Фрагменты", "Кармен" и "Прикасаемые" регулярно показываются на площадках Москвы. В ближайших планах - создание международной версии "Прикасаемых" с участием британских и французских слепоглухих актеров и гастроли по Европе.

Инклюзион. Музей

Тут создают мультисенсорные модели картин для Эрмитажа и Третьяковки, которые должны помочь людям с нарушением зрения "увидеть" живопись. В конкурсе на создание мультисенсорной модели "Мадонны Литты" Леонардо победили поэтесса и актриса Ирина Поволоцкая с Александром Похилько, профессиональным художником без кистей и ног.

- В нашей "Мадонне Литте" - несколько слоев, она создана в манере Вадима Сидура, без деталей, - говорит Ирина, потерявшая еще в детстве слух и зрение. - Слой - фигурка Мадонны с малышом, потом стена с окном, потом холмы, облака, небо...

Инклюзион. Лаборатория

Это - площадка для экспериментов. Первый из них - перформанс "Эрмитаж. Живые картины". В его основе сценические этюды, они соединятся с 3D-анимацией от мультипликатора, лауреата "Оскара" Александра Петрова. Зрители будут двигаться от "Черного квадрата" - через шедевры Эрмитажа - к "Возвращению блудного сына" Рембрандта, вспоминая историю художественных стилей. Первый показ спектакля - летом на Санкт-Петербургском экономическом форуме.

Прямая речь

Евгений Миронов, народный артист России, художественный руководитель Театра Наций

- Когда я смотрел спектакль по "Женитьбе", то забыл, что передо мной актеры инклюзивного театра: я не прятал глаза, ни один момент спектакля меня не смутил. А ведь это еще и театр-терапия, в том числе и для зрителей. Я вожу на такие спектакли своих племянников, но не для того, чтоб они посмотрели, какая вокруг них сложная жизнь, а для того, чтоб увидели, как она разнообразна, какие разные люди ее проживают.