В Архангельской области разгорелся "экологический" спор

Настоящий скандал разгорается в Архангельской области, в основе которой две часто непримиримые субстанции - экономика и экология. В регионе больше десяти лет идут споры о создании особо охраняемой природной территории Двинско-Пинежского заказника. На одной чаше весов оказалось сохранение уникального лесного массива, на другой - судьбы отдаленных леспромхозов с сотнями жителей. Пока в этой ситуации уступать не хочет никто, хотя пришло время ставить точку в дискуссии, считают эксперты.

На создании особо охраняемой природной территории под рабочим названием "Верхнеюловский" настаивают экологические организации "Гринпис" и Всемирный фонд дикой природы (WWF). По мнению экологов, леса в междуречье Пинеги и Двины требуют защиты от вырубки, так как являются уникальным сдерживающим щитом между холодным воздухом Арктики и атлантическими циклонами. Также пока нетронутый лес стал домом для многих редких видов растений и животных.

На протяжении нескольких лет экологи изучали состояния лесных экосистем и биоразнообразия животного и растительного мира, после чего сделали вывод о необходимости создания там ландшафтного заказника. В 2013 году WWF России совместно с центром природопользования и охраны окружающей среды Архангельской области подготовили проект заказника, который получил положительное заключение государственной экологической экспертизы. По этому документу площадь проектируемой особо охраняемой территории составляет 489 тысяч гектаров. После получения положительного заключения экспертизы проект вошел в схему территориального планирования региона.

Уничтожение лесов грозит серьезными катаклизмами: ураганами, наводнениями, поздними заморозками

"Малонарушенные леса регулируют климат территории, очищают воздух, уменьшают концентрацию парниковых газов в атмосфере, защищают от наводнений и разрушения почвы, оберегают истоки рек и озер", - рассказывает "РГ" руководитель Архангельского отделения WWF России Андрей Щеголев. Последствия уничтожения лесов такие: большое число ураганов и ветровалов, наводнений, поздневесенние заморозки. Кроме того, уже сейчас идет распространение клещей на север. К расширению границ их обитания приводит, в том числе, вырубка лесов. Так что эти незваные гости быстро там появятся.

На территории планируемого заказника находится более 10 процентов рек Архангельской области, где нерестится семга. Популяция этой рыбы в регионе стремительно сокращается. Семга может размножаться только в чистой воде, а вырубка неминуемо приведет к обмелению и замутнению рек, продолжает эксперт. Мы уже молчим о том, что территория критически важна для сохранения популяций редких и исчезающих видов, таких, как орлан-белохвост, филин, беркут. На территории массива находится единственная в междуречье Северной Двины и Пинеги популяция лесного северного оленя.

Другая чаша весов - экономическая. Главы районов, чьи границы захватывает будущий заказник, обеспокоены: уход лесопромышленников повлечет сокращение рабочих мест и налоговых поступлений в бюджеты.

Даже если отдать ценнейший лес под вырубку, предприятиям области его хватит только на 15-20 лет

"Арендаторы лесных участков занимаются лесовосстановлением, тушат пожары, помогают с инфраструктурой. Несколько лет назад у нас было 90 пожаров за сезон, и все они были потушены в кратчайшие сроки, так как у них есть своя техника", - говорит глава Пинежского района Архангельской области Александр Хромцов. В зоне заказника со стороны района есть два леспромхоза, в которых работают 773 человека. По словам главы Виноградовского района Алексея Таборова, в случае принятия решения о создании заказника без работы останутся пять тысяч жителей района, лесопереработчики недополучат миллион кубометров сырья.

Впрочем, среди лесных арендаторов встречаются и те, кто не возражает против создания заказника. Это компании, чья продукция сертифицируется по системе FSC. Она предусматривает сохранение малонарушенных леснов и отталкивается от идеи ответственного лесопользования. "Наша группа компаний поддерживает создание заказника в междуречье Северной Двины и Пинеги, - говорит заместитель генерального директора одной из таких организаций Алексей Кудрявцев. - Мы уже приступили к формированию новой модели лесопользования, которая будет учитывать создание заказника в новых, согласованных с международными природоохранными неправительственными организациями границах".

Министр природных ресурсов и ЛПК Архангельской области Константин Доронин, в свою очередь, сообщил, что более 70 процентов проектируемой территории находится в аренде у лесозаготовительных предприятий, и у министерства нет правовых оснований расторгнуть с ними договоры в одностороннем порядке.

"Архангельские власти почти всегда лоббируют интересы лесопромышленников", - говорит директор региональной программы Независимого института соцполитики Наталья Зубаревич. И их тоже можно понять - регион переживает стагнацию, затяжной инвестиционный спад. В 2016 году инвестиции в регионе выросли более чем на 40 процентов, но предыдущие несколько лет сильно падали. "Это не проблема чисто Архангельской области, стагнацию переживают многие регионы", - продолжает эксперт. Но в Архангельской области есть "отягчающие обстоятельства": северная территория с низкой плотностью населения, высокой стоимостью рабочей силы, маленьким объемом инфраструктуры и высокой ценой на электричество. Поэтому не так много отраслей экономики могут там "прижиться".

По словам Андрея Щеголева, даже если отдать ценнейший лес под рубку, предприятиям области его хватит только на 15-20 лет. Затем компании закроются или уйдут в другие регионы, а люди останутся без работы. В то же время занятость местного населения на лесозаготовках составляет не более 10 процентов. Повсеместной стала практика привлечения туда приезжих работников вахтовым методом. В перспективе только внедрение интенсивной модели ведения лесного хозяйства во вторичных лесах (т.е. тех, которые ранее уже подвергались рубкам) может обеспечить устойчивое лесообеспечение лесопромышленных предприятий", - говорит Щеголев.