Новости

15.03.2017 20:35
Рубрика: Культура

За кулисами - Лесосибирск

"Малые деньги" и малые города на "Золотой маске"
На "Золотой маске" - рекордном в этом году фестивале по количеству региональных театров-участников - три коллектива стоит выделить особо. И не только из-за удаленности на тысячи километров от Москвы. Муниципальные театры Красноярского края, из малых сибирских городов Шарыпово, Лесосибирска и Мотыгино, о которых раньше мало кто и слышал, сейчас в контексте фестиваля называют феноменальными явлениями российской провинциальной сцены. На то есть как объективные географические, так и веские психологические причины.
Задача была - показать, что все бывают какими-то странными, и все люди с особенностями, каждый со своими. Фото: Юлия Гридина / goldenmask.ru Задача была - показать, что все бывают какими-то странными, и все люди с особенностями, каждый со своими. Фото: Юлия Гридина / goldenmask.ru
Задача была - показать, что все бывают какими-то странными, и все люди с особенностями, каждый со своими. Фото: Юлия Гридина / goldenmask.ru

Это особый вид театрального драматического искусства - когда каждого постоянного зрителя знаешь в лицо. За все художественные эксперименты отвечаешь конкретно своей репутацией и добрым именем. И спектакли готовишь - прежде всего о человеке и его частных проблемах, а не о глобальных мировых катастрофах. Мода ли это на время или естественная потребность души навсегда?

Спектакль "Любить" драматического театра из таежного поселка Мотыгино - самого маленького в России населенного пункта, который может похвастаться профессиональным драматическим театром - вошел в лонг-лист главной национальной театральной премии. Драматический театр из города Шарыпово в ближайшее время в основной конкурсной программе представит спектакль Константина Солдатова "Жили-были" по Леониду Андрееву. Городской драмтеатр "Поиск" из Лесосибирска уже сыграл во внеконкурсной программе "Маска плюс" спектакль "Малые деньги", неожиданно объяснивший, как аутистам найти контакт с миром. О "Малых деньгах" - подробнее, как уже о явлении на фестивале случившемся. Но прежде чем погрузиться в проблемы людей с ментальными особенностями, о которых они вели речь, дадим пунктиром небольшую справку о Лесосибирске. Городе на 60 тысяч жителей, в котором свой театр и своих актеров (семь человек - вся труппа) знают все.

Мир там объясняют в картинках: что делать, как себя вести, чего ждать от людей...

...В городе было три больших предприятия, сейчас осталось два... В театре, вместе с актерами, работают двадцать человек. Выпускают по четыре новых постановки в год - два взрослых спектакля, два детских, - планы по премьерам никто не отменял... На вопрос, интеллигентный ли город Лесосибирск, - режиссер, актер и худрук театра "Поиск" Радион Букаев отвечает, не задумываясь: "Как и все. Раньше у нас было два вуза. Сейчас осталось несколько колледжей... Но культура хождения в театр сохранилась..."

Спектакль "Малые деньги" по пьесе Пелтолы Сиркку они принципиально играют в нетеатральных пространствах (хотя собственное здание у театра есть). Свет не ставят, с декорациями не мудрят. После каждого спектакля приглашают зрителей на обсуждения - в порядке эксперимента, выяснить, насколько общество готово, чтобы "они" жили среди нас. Люди, которые знают пять языков, но правильно держать ложку самостоятельно не могут. Как герой пьесы - человек с чертами абстрактного типа умственной отсталости. Великовозрастный парень, которого мать готовит к самостоятельной жизни. По наглядным таблицам, объясняющим мир в простых картинках: что делать, как себя вести, чего ждать от людей...

Актер Виктор Чариков, предельно правдоподобно передавший все особенности поведения больного человека, пользовался примером из жизни, - смотрел на ребенка знакомых. "Два года, когда я приходил к друзьям в гости, каждый раз я заново знакомился с их сынишкой, - делился актер. - Меня для него как будто не существовало. Но однажды у мальчика сломался компьютер, и я помог, отремонтировал. С тех пор он начал меня узнавать - теперь я родной, он меня идентифицирует, и всегда приветствует: "Здравствуй, дядя Витя".

Ракурс спектакля - нетеатральный. Показать, что вообще-то все бывают какими-то странными, и все люди - с особенностями, только каждый со своими. Готово ли самых особенных из нас принять общество? - "Прежде всего родители не готовы отдавать таких детей обществу", - считают в театре. В Финляндии, где написана пьеса, подобный спектакль не возник бы".

...Еще один существенный момент. "В Красноярске ехать час до работы на автобусе - это нормально. В Лесосибирске час не поедут, не будут тратить свое время", - рассказывают жители этого небольшого таежного города. Где и масштабы художественные другие, соразмерные человеку и его бедам, и эффекты от них намного сильнее...