О чем картина, если не секрет?
Актан Арым Кубат: Для любого кино первичен сюжет. Часто бывает так, что в его основу ложится какая-то история, которая потом обрастает подробностями, а иногда и домыслами. И в конечном итоге, если тебе повезет, обретаешь идею. Так было и с фильмом "Кентавр". Я родился, вырос и до сих пор живу в сельской местности и, конечно, знаком со многими нашими обычаями, традициями. В городе, к сожалению, к ним не так трепетно относятся.
В нашем селе был скакун, который славился на всю округу свой красотой и выносливостью, по кличке Карала, что в переводе означает "пегий". Кстати, его потом снимал Болот Шамшиев в своем фильме "Алые маки Иссык-Куля".И жил у нас человек, которого мы звали Ишен-байке. И вот он украл этого коня - только ради того, чтобы разок проскакать на нем. Потом его поймали, начали избивать, чуть в тюрьму не посадили. Эта история произвела на меня большое впечатление, и я не забыл ее даже спустя годы, а однажды рассказал своему французскому продюсеру Чедомиру Колару. Она ему понравилась, и мы решили положить ее в основу сюжета. Потом я придумал мотивацию, как это принято говорить в драматургии: почему Ишен-байке своровал коня только ради того, чтобы раз на нем проехать? Получился миф: герой ворует скакуна и мчится на нем, прося прощения у покровителя лошадей Камбар-Аты за грехи предков. Таким образом сложилась концепция фильма о поиске бога и человеке, отчаянно борющемся за сохранение традиций своего народа. Иными словами - сага о метафизической связи между лошадью и человеком, в результате которой конь становится крыльями наездника. В тенгрианстве издревле считалось, что скакун - проводник человеческой души на пути в рай. Поэтому на похоронах и резали коня.
В этом же фильме вы сами сыграли главную роль. Редкий случай для режиссера. Вы теперь будете пробовать себя в актерском амплуа?
Актан Арым Кубат: Должен сказать, что мне не в первый раз довелось играть главную роль в собственном же фильме. А началось все с картины "Свет-аке" ("Похититель света"). Мы долго искали типаж главного героя. Было много проб. Ездили даже в Казахстан. Наконец, когда из многочисленных претендентов отобрали кандидата, тот вдруг отказался. Оператор Хасан Кыдыралиев и художник Талгат Асыранкулов предложили мне самому исполнить главную роль. Сделали фото- и видеопробы, отправили их продюсерам, и им неожиданно понравилось. Поэтому, когда мы решили снимать "Кентавра", вопрос, кому придется исполнять главную роль, уже не стоял (смеется). У меня вообще нетипичная внешность, и это, наверное, помогло создать образ своеобразного человека. Невзрачного, наивного, заблуждающегося. Я не красавец.
А что, на ваш взгляд, вообще такое - красота?
Актан Арым Кубат: Полагаю, что красота не может быть чем-то однозначным, канонизированным. Каждый понимает ее по-своему, и навязывать определенную точку зрения неправильно. Во всем должна быть индивидуальность, в том числе и в понимании красоты.
У вас много игровых лент и лишь несколько документальных работ. Вам не нравится этот жанр или снимать сложнее?
Актан Арым Кубат: Вообще, подавляющее число режиссеров начинает свою карьеру с документального кино. Это связано прежде всего с самоутверждением, выработкой собственного стиля. И я не стал исключением. Первую свою картину "Бежала собака" я снял в 1990 году. Мои первые документальные и игровые фильмы были практически без слов. Видимо потому, что мое становление как человека совпало с периодом брежневского застоя. С трибун говорилось одно, а делалось совсем другое. Было некое разочарование в людях.
Выбор профессии был сознательным или помог случай?
Актан Арым Кубат: Считаю, это была судьба. Я вообще хотел стать художником, даже окончил училище по этому профилю. Мне удалось устроиться на работу к Гапару Айтиеву. У него была творческая мастерская живописи при Академии художеств СССР, и туда требовался сторож. Я получил возможность работать в мастерской и общаться со знаменитым художником. А потом в одной из творческих поездок на юг познакомился с членами съемочной группы. Было это в городе Кара-Куле, куда я приехал и никак не мог найти жилье. Знакомый, который работал там художником-декоратором, предложил поселиться с ним. А через некоторое время после возвращения во Фрунзе пошел на киностудию в поисках новой работы. Так случилось, что попал на съемки к Кариддину Акматалиеву, который снимал первую киргизскую кинокомедию "Тринадцатый внук". Смог увидеть, как создаются фильмы. Показалось, что сам мог бы сделать лучше. Хотя на тот момент, конечно же, понимания всех тонкостей кинопроизводства не было. Зато теперь осознаю, что это было своего рода интуитивно-творческое сопротивление, а вовсе не мечта снять собственную картину.
А когда у вас появилась реальная возможность снять первый фильм?
Актан Арым Кубат: В конце 80-х - начале 90-х у меня был написан сценарий документального фильма "Собаки видят черно-белым". Один из наших корифеев кино Мелис Убукеев тогда посчитал, что эта лента про киргизов, а вот мои французские продюсеры говорили, что про евреев. На самом деле мы с сорежиссером Эркином Рыспаевым задумали притчу о собачье-человеческой жизни.
Для съемок выбрали киргизскую борзую - тайгана. Она в поисках щенят попадает в разные перипетии. Ленту приняли восторженно, так что дебют был удачным. Особенное восхищение картина вызвала у нашего известного оператора Валерия Вилинского. Возможно потому, что в те годы не было ярких лент и в киргизском кинематографе наблюдался застой.
Ваша картина "Маймыл" ("Обезьяна") произвела, можно сказать, фурор, однако после ее проката вы уехали работать в Казахстан. Почему?
Актан Арым Кубат: Это совпало по времени с революцией 2005 года. Тогда в сфере кино к власти пришли беспардонные кинематографисты. Началась явная профанация отрасли. Была травля - в основном со стороны тех, кто сам ничего не снимал. Я решил отстраниться, хотя на тот момент был уже абсолютно независимым, сам находил инвесторов для фильмов, из госбюджета ничего не просил. Если откровенно, до сих пор для меня остается загадкой, почему в конфликтную ситуацию не вмешалось государство. Так или иначе, но мне показалось, что я стал вдруг ненужным, появилась обида. Возможно, в творческих поисках ошибался, но делал это искренне, переживал, когда обвиняли в создании непонятных для массового зрителя фильмов. В Казахстане, в свою очередь, снял такие картины, как "Келин", которая наделала много шума, и "Рай для мамы".
Будет ли у киргизстанцев возможность увидеть вашу совместную с российскими коллегами работу?
Актан Арым Кубат: Мне, во всяком случае, этого очень хотелось бы. Я родом из советского кино, и жаль то необъятное культурное пространство, которое было утеряно. Однако пока предложений не поступало. Мои проекты, конечно, активно поддерживают в странах Европы, но для России современный киргизский кинематограф пока остается в тени.
Несмотря на бурный расцвет киргизского кинематографа, проблем в этой сфере еще достаточно. Какую из них вы бы обозначили как главную?
Актан Арым Кубат: Нехватку финансов и объем рынка, который не позволяет полноценно развиваться индустрии. Сегодняшний киргизский кинематограф держится на человеческом энтузиазме. И тем не менее творческий потенциал у нас выше, чем у соседей. Так, впрочем, было и раньше: у нашего кино всегда было свое лицо. Вот только не нужно этим кичиться.
Современный кинематограф активно внедряет новейшие технологии, и нам тоже нужно использовать инструменты, которые, несомненно, откроют новые горизонты. Причем для нас, полагаю, более приемлем уклон в авторское кино. Меня часто упрекают, что снимаю фильмы, которые показывают нашу страну не в лучшем свете, но это не так. Как не любить страну, в которой родился и живу? Любить, на мой взгляд, значит переживать, а переживание всегда рождает правду с привкусом горечи.