Сейчас в нашей стране отечественные компании производят все линейки рентгеновской техники и наиболее востребованных медициной компьютерных томографов - в России локализовали их производство уже четыре крупнейших международных компании. Активно локализуют и производство ультразвуковой и эндоскопической техники.
Объективности ради надо сказать, что качество медицинских изделий отечественных производителей бывает разным (впрочем, как и качество иностранных медицинских изделий). Пока далеко не все они соответствуют международным стандартам качества, что зависит от наличия на предприятии-производителе работающей системы менеджмента качества.
Мы настаивали, чтобы требование о наличии системы менеджмента качества, соответствующей международным стандартам, присутствовало во всех нормативных документах нашей отрасли, в том числе и в постановлении правительства "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", которое чаще называют "третий лишний". Это предложение нашло поддержку в минпромторге и минздраве. Но, к сожалению, нас не поддержали в минэкономразвития и ФАС, мотивируя тем, что введение этого требования ограничит конкуренцию среди производителей. Нам представляется, что ограничивает реальную конкуренцию отечественных и зарубежных производителей как раз отсутствие этой нормы. Мы не боимся добросовестной конкуренции, но выступаем против конкуренции недобросовестной.
Очень помогли нашей отрасли меры государственной поддержки, в частности, создание Фонда развития промышленности. Конечно, эти средства пока невелики, и, на наш взгляд, их стоило бы серьезно увеличить. Все разговоры о том, что эти деньги вызовут инфляцию, ничего, кроме улыбки, не вызывают, потому что связанные деньги, направленные на увеличение объемов продукции на рынке, никогда не вызывают роста цен, а, напротив, цены снижают.
К сожалению, далеко не все муниципалитеты выполняют постановление "третий лишний". Например, по рентгеновской технике сейчас наша доля этого рынка достигает 75 процентов, но могла быть и все 100.
Но нередко в техническом задании на закупку расписывают такие мелкие и не имеющие диагностической ценности детали, такие "перламутровые пуговицы", которые есть только у иностранцев, и бороться с этим отечественному производителю сложно. Но мы будем продолжать совершенствовать и качество своей продукции, и борьбу с недобросовестной конкуренцией.
Наш рынок медизделий невелик и составляет не более полутора процентов от мирового. Но у нас есть хорошие перспективы для выхода на рынки других стран, и не только ЕАЭС или СНГ. У многих производителей появились амбиции выйти на европейский и другие крупные рынки. Если речь о продукте, действительно разработанном с высокой долей личного труда и интеллекта, всегда есть перспектива поставлять его на экспорт. Однако и тут есть сложности - сертификация продукции по международным стандартам СЕ, включая менеджмент риска. Это неформальный барьер, который западные страны возвели для защиты своего рынка.
И в этом смысле созданный недавно Российский экспортный центр и те программы, которые он начинает имплементировать в экономику, являются очень серьезной поддержкой для отечественных экспортеров. Имею в виду возврат денег, потраченных на сертификацию, патентование, проведение выставочных мероприятий, доработку изделий в соответствии с требованиями западных стандартов. Эти затраты практически в полном размере возвращаются, если производитель представляет необходимые документы. Такая поддержка очень воодушевляет российские компании.
Как ни парадоксально, но нам очень помогают и санкции, введенные западными странами. Пока высокотехнологичных продуктов, поставляемых на мировой рынок, у нас не очень много, но все серьезные производители работают над тем, чтобы экспорт быстро развивать. И это не только техника, но и комплектующие для нее. Наши компании в последние два года участвуют во всех серьезных международных выставках. А новейшая наша продукция конкурентна на рынках Европы, Юго-Восточной Азии, в Индии, наши комплектующие закупают и в США. А российская аппаратура для исследования головного мозга уже поставляется во многие развитые страны.
То, что наша медтехника якобы отстала от всего мира на 50 лет, теперь уже миф, и он с каждым годом будет развеиваться все активнее и быстрее, если будут сняты еще некоторые барьеры, а их еще достаточно. Например, создалась парадоксальная ситуация, когда отечественные производители покупают все комплектующие с НДС, и нам его не возмещают. Иностранные компании тоже платят НДС, но потом эти затраты им возвращаются. Поэтому российские производители находятся в неравном положении с зарубежными. Относительно этого положения было даже поручение премьера разобраться в ситуации и решить ее. Но оно как-то затерялось в кабинетах. Мы предлагаем, чтобы зарубежное оборудование, аналоги которого успешно выпускаются в России и которое входит в постановление "третий лишний", при импорте также облагалось НДС - тогда это будет справедливо.
Есть и другое несоответствие, которое мешает развитию отрасли. У нас есть рынок госзакупок, а есть еще рынок закупок госкомпаний, который по объему в два раза больше. У многих госкомпаний есть свои медицинские учреждения, и для них закупают оборудование не по 44-ФЗ, а по 223-ФЗ. Мы предлагаем распространить стандарт "третий лишний" и на госкомпании, но пока не находим понимания в минэкономики.
Или еще одна трудность, мешающая развитию отрасли. Когда наши производители заключают контракт с покупателем по 44-ФЗ, они обязаны гарантировать исполнение контракта, предоставляя банковскую гарантию не менее чем на 30 процентов стоимости оборудования. За это им приходится платить проценты банку. Если бы нам выплачивали хотя бы 30 процентов стоимости контракта в качестве аванса, государство ничем не рисковало бы - деньги на закупку выделяются. А выплата банковских процентов съедает всю прибыль предприятий, в то время как деньги лежат у заказчика. Согласно приказу минздрава, который регулирует этот вопрос, заказчик вправе заплатить аванс, но не обязан это делать. Мы просим сделать авансовый платеж обязательным, что дало бы отрасли огромную поддержку, поскольку она испытывает серьезный дефицит оборотных средств. И больше всего проигрывают малые и средние предприятия, которых банки кредитуют крайне неохотно.
Кроме того, ставка в отрасли сделана на производство инновационной техники. Такая техника должна меняться очень быстро, так как ее компонентная база быстро развивается. Но даже при незначительных изменениях, не влияющих на критические характеристики изделия, производитель фактически должен проходить процедуру регистрации заново. А это и время, и деньги. Мы считаем, что надо упростить процедуру внесения незначительных изменений в регистрационное досье изделия, если они не влияют на его основные характеристики. Росздравнадзор нас в этом поддерживает, но ситуация развивается медленно.
Согласно Стратегии развития фармацевтической и медицинской промышленности к 2020 году до 40 процентов внутреннего рынка должны занимать отечественные медицинские изделия. Мы считаем, что если бы постановление "третий лишний" включало в себя более широкий список оборудования, ключевой показатель был бы даже перевыполнен, как он уже перевыполнен по медизделиям, которые входят в этот список. Но в него входит всего около полутора процентов всего перечня медизделий. И даже при этих ограничениях зарубежные компании начали предпринимать шаги по локализации. Если бы мы расширили список с учетом критериев качества, то смогли бы заместить многие виды импортируемых медизделий. И рынку, и отрасли, и потребителям это было бы только на пользу.