В России появятся антибраконьерские группы по примеру Приморья

По заявлению минприроды, в российских регионах будут созданы антибраконьерские группы - по примеру действующих в Приморском крае. Им удается выявлять порядка 60-70 правонарушений в области охоты в год. Это очень хороший показатель, свидетельствующий о высокой эффективности такой формы борьбы с незаконной добычей.

Как рассказали корреспонденту "РГ" в департаменте охотнадзора Приморья, основной принцип работы групп - регулярные рейды по всей территории края. Они проводятся как на охотничьих угодьях, так и на особо охраняемых природных территориях регионального значения.

- В 2016 году сотрудники департамента и краевого государст­венного бюджетного учреждения "Дирекция по охране объектов животного мира и особо охраняемых природных территорий" выявили более 2,5 тысячи нарушений в области охраны природы, изъяли 112 ружей, 129 нелегально добытых копытных. Следственным органам переданы материалы для возбуждения 26 уголовных дел, - приводит данные директор краевого департамента Дмитрий Панкратов, замечая, что, несмотря на показатели, есть возможности для роста.

Необходимо, например, модернизировать конфликтные группы, которые выезжают на места, где люди замечают хищников и где происходят столкновения человека с тигром или леопардом. Сейчас в них входят не только инспекторы охотнадзора, но и представители экологических организаций. Есть необходимость включить в их состав ветеринара - зачастую животное идет к людям за помощью, как это было в конце января в районе Лучегорска. Там молодая тигрица, чудом выбравшаяся из капкана, вышла на дорогу, где ее заметил водитель лесовоза.

Кроме того, продолжает Панкратов, на севере ареала амурского тигра не хватает специалистов. Их количество - вообще больной вопрос. На территории Приморья работают всего 76 инспекторов, на каждого приходится до 250 тысяч охраняемых гектаров. (Заповедники федерального значения и национальные парки в эту площадь не входят - там свои инспекторы и финансирование. - Прим. авт.)

- Людей нужно как минимум в два раза больше. Спасает только то, что в крае более или менее развитая сеть дорог и у наших инспекторов есть транспорт. Основные средства, которые выделяет бюджет на охрану объектов природного мира, - а это 17 миллионов рублей, идут на заработную плату инспекторам, в среднем она составляет 20 тысяч, - рассказывает глава департамента.

Не так давно инспекторов, которым приходится иметь дело с вооруженными браконьерами, тоже вооружили - пистолетами и спецсредствами: газовыми баллончиками, дубинками и наручниками. Кроме того, теперь их страхуют, ведь встреча с браконьерами может закончиться как угодно. Сейчас, например, находится в больнице инспектор, травмированный при задержании нарушителей, имевших при себе нелегальное оружие.

В январе 2017-го суд обязал браконьера возместить более девяти миллионов рублей ущерба за убитых животных. Незаконная добыча должна стать невыгодной

По словам руководителя профильного департамента, спецсредства, а также автомобили и снегоходы в основном куплены за счет природоохранных организаций.

- Сейчас мы занимаемся приобретением для приморского охотнадхзора четырех новых машин, выделили средства на запасные части, ГСМ - в общей сложности более трех миллионов рублей. В целом же за 20 лет работы Амурский филиал WWF вложил в охрану природы на Дальнем Востоке более 2,5 миллиарда, - конкретизирует директор Амурского филиала WWF России Петр Осипов. - Самое главное, что эти средства помогают решать оперативные задачи, чтобы в местах обитания тигра и леопарда работы не останавливались ни на день. И это не только борьба с браконьерами, но и биотехнические меры по поддержанию численности копытных, - добавляет он.

На борьбу с браконьерством нацелены и изменения в законодательстве. Так, в 2013 году по инициативе экологов в нормативные акты были внесены поправки, и теперь правоохранителям не требуется доказывать факт незаконной охоты, достаточно найденных "трофеев". Кроме того, существенно выросли базовые ставки для расчета ущерба.

- Если до 2011 года незаконная добыча изюбря обходилась в пять тысяч, то сейчас без учета коэффициента инфляции - 105 тысяч рублей. Это те деньги, которые делают охоту невыгодной. Убитый тигр будет стоить браконьеру более двух миллионов рублей - сумму, превышающую его стоимость на черном рынке, - приводит примеры директор Дальневосточного филиала АНО "Центр "Амурский тигр", к.б.н. Сергей Арамилев.

В связи с этим он вспоминает громкое дело, затянувшееся на несколько лет. В январе 2017-го суд обязал браконьера возместить более девяти миллионов рублей ущерба за шесть убитых тигров, 46 гималайских и бурых медведей, семь пятнистых оленей и несколько "краснокнижных" птиц. Такую крупную сумму охотник заплатит впервые, так что решение суда войдет в историю природоохранного законодательства. И это при том, что нанесенный природе урон был посчитан по ценам 2011 года и методикам, действовавшим в то время.

По мнению Сергея Арамилева, после такого вердикта суды станут охотнее принимать решения по возмещению ущерба природе и, возможно, чаще штрафовать нарушителей.

- Порой наказание рублем гораздо эффективнее, чем кара в виде лишения свободы на незначительные сроки, - говорит он.

Следующим шагом должно стать увеличение срока давности за незаконные охоту и оборот "краснокнижных" животных.

- Для этого необходим перевод преступлений, предусмотренных статьей 258.1 УК РФ ("Незаконные добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу"), в категорию преступлений средней тяжести. Мы добиваемся этого, - подчеркивает Арамилев.