Подобная акция в регионе проводится уже третий год подряд. И каждый раз к ней присоединяется все больше производителей и ретейлеров, как муниципальных и региональных, так и федеральных, расширяется и перечень товаров.
По мнению экспертов, в том числе благодаря этой антикризисной мере в предыдущие годы на Вологодчине удалось сдержать рост цен на социально важные товары. К примеру, в 2015 и 2016 годах показатель продуктовой инфляции был на уровне 13,2 и 4 процента соответственно, тогда как среднероссийские цифры в этот же период составляли 14 и 4,6 процента.
В вологодских торговых сетях продукты питания будут выделены специальными ценниками, поэтому все жители области смогут воспользоваться своим правом приобрести их по стабильным ценам.
Еще одним шагом, направленным на сдерживание роста цен на продукты, стало увеличение доли местных товаропроизводителей на прилавках региональных и федеральных торговых сетей, а также расширение розничной сети магазинов. Планируется, что к 2020 году их будет порядка двухсот как на территории области, так и за ее пределами.
Как заявили в правительстве региона, в первую очередь заморозка цен на социально значимые продукты питания принята для поддержки пенсионеров, ветеранов, молодых семей и людей со скромным достатком. Корреспондент "РГ" опросила жителей региона: что думают они о подобном решении?
- В нашей семье работает только муж, зарплата у него невелика, - говорит Юлия Никифорова из Вологодского района. - Поэтому приходится считать деньги. Теперь буду обращать внимание на специальные ценники и приобретать именно эти товары.
"Это хорошо, что цены не будут постоянно увеличивать. Они и так ползут вверх, и не только на продукты, но и на услуги ЖКХ. Пенсия же растет не такими темпами", - говорит пенсионерка Ольга Белякова.
Действительно, судя по данным Вологдастата, стоимость минимального набора продуктов в регионе подросла только за один месяц 2017 года на полпроцента. В январе эта сумма составляла 4052,9 рубля, а в феврале уже 4072,5. Наблюдается повышение и на некоторые виды товаров. Например, цена килограмма говядины, кроме бескостного мяса, с 13 февраля по 13 марта выросла на три рубля и составила 348,7 рубля. На один рубль подорожала и баранина - 444,3, на три рубля упали в цене куры: со 147,5 до 144,8 рубля за один килограмм. Рыба мороженая подорожала на пять рублей, мясные консервы и сметана - на два, масло сливочное, творог - на четыре рубля.
Теперь цены на целую линейку социально значимых продовольственных товаров не будут повышаться. Конкретных сумм в правительстве официально не представляют, объясняя это нарушением антимонопольного законодательства.
Подспорьем в данном вопросе станут и сельскохозяйственные ярмарки. Каждый год их проводят до двух тысяч. И органы местного самоуправления отмечают, что цены на продукты, представленные здесь, в целом на 10-20 процентов ниже, чем в сетевых магазинах.
Список производителей и ретейлеров, подписавших соглашение с правительством Вологодской области о заморозке цен на социально значимые продукты питания до конца 2017 года, не закрыт. К нему могу присоединиться и другие производители продуктов и представители торговли.
Успешная реализация соглашения по заморозке цен на отдельные продукты питания, говорит генеральный директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина, зависит от того, каким конкретно способом оформлено это ограничение цен.
"Все-таки интересно было бы прочитать сам текст соглашения, чтобы это выяснить. И, соответственно, не менее важно знать - насколько сильно заморожена цена на тот или иной социально значимый товар, то есть оставлена она на рыночном уровне или ниже него. Если ниже - то насколько. Без этих деталей оценить возможность работоспособности соглашения очень и очень непросто", - считает эксперт.
Она подчеркивает: регион реально имеет такое право - ограничивать цены на те или иные продукты питания, тем более те, которые являются социально значимыми - то же молоко и молочную продукцию, хлебобулочные изделия, муку и макаронные изделия, например. "Это вполне можно и нужно практиковать - с целью повышения уровня обеспечения населения продукцией, чтобы она стала более доступной различным категориям населения, в том числе наименее обеспеченным, число которых сегодня, к сожалению, довольно велико", - уверена эксперт.
Впрочем, вопросы удачной или неудачной реализации этой в целом неплохой идеи идеи все равно остаются практически в любом варианте развития событий, продолжает она.
"Можно сразу перечислить несколько. Например, заключено ли соглашение только с производителями продукции или еще и с торговыми сетями, тем более что сам механизм регулирования цены в первом случае очень сложный. Надо понять - на каких условиях производитель подписывает соглашение? Если мы имеем дело с инвестиционными контрактами, то там все более-менее понятно - инвестор может получить налоговые льготы, преференции по подключению к сетям, по срокам и возможностям доступа к инфраструктуре региона, еще какие-либо дополнительные возможности. В случае с соглашением о заморозке цен на продукты понять, что может получить взамен производитель или торговая сеть, - сложно, надо читать сам текст", - объясняет Елена Тюрина.
При этом она подчеркивает, что вряд ли зафиксировать цену в финальной рознице можно путем заключения соглашения только с производителем, так как окончательную стоимость товара все-таки устанавливает конкретная торговая сеть.
И далее, по мнению эксперта, реализовывать социально значимые группы товары через отдельные магазины, конечно, можно, но достаточно затратно, так как нужно делать отдельную службу скупки и продажи в рознице.
"Такое действительно было около десяти лет назад. Сейчас сама сеть, да и производитель реализует программы по созданию розницы разных типов - от дискаунтеров (которые и являются магазинами с низкими ценами) до магазинов премиального типа. Отдельную сеть делать просто финансово невыгодно", - считает Елена Тюрина.
Соглашение может зафиксировать цену поставки в розницу от производителя, но далее было бы правильней и логичней, чтобы в эту схему вписались какие-то конкретные магазины, резюмирует она, рисуя картину работы соглашения о заморозке цен.
"И именно конкретные магазины, по идее, и должны бы договариваться не увеличивать на зафиксированный ассортимент продукции цену, допустим, больше, чем на 10 процентов", - считает Елена Тюрина.
По мнению губернатора Пензенской области Ивана Белозерцева, введение заморозки на отдельные виды продуктов питания, которые являются социально значимыми, абсолютно правильное решение.
" У нас, к примеру, крупные торговые сети осуществляют продажу 27 социально значимых продовольственных товаров с наценкой не более пяти процентов", - прокомментировал он инициативу Вологодской области для "Российской газеты".
Губернатор также рассказал, что в торговых точках региона еженедельно осуществляется мониторинг розничных цен на самые разные продукты питания.
"При этом мы в обязательном порядке следим, чтобы в магазинах, на прилавках крупных торговых сетей было представлено как можно больше продовольственных товаров именно местных производителей. Это, с одной стороны, позволяет нам плотно контролировать ситуацию с ценами, сдерживать их серьезный возможный рост, а с другой стороны - таким способом можно гарантировать качество реализуемой продукции", - рассказал он.
Однако вполне возможно, что такого рода соглашения правильно работать не будут, считает исполнительный директор информационно-аналитического центра "СовЭкон" Андрей Сизов.
"Есть рыночные реалии, есть себестоимость производства, есть потребительский спрос, есть уровень окупаемости сетей - вот это определяет цены. Сверху их ограничить, конечно, можно, но любое потрясение на рынке, приведшее к резкой нехватке того или иного продукта, автоматически поднимет его стоимость на прилавке", - объясняет он.
Самый главный сдерживающий фактор для цен - обычная конкуренция, продолжает эксперт. "Денег у потребителя становится меньше, он сравнивает цены в магазинах и идет туда, где они меньше. А сети соответственно реагируют, устраивая акции и снижая стоимость", - объясняет он механизм.
И добавляет, что фиксация цен на что-то - это все-таки нарушение конкуренции, "так как договоренность "держать цены не выше, чем" - это в определенной степени ценовая координация. И интересно, каким будет в этом случае мнение ФАС".
Подготовил Тарас Фомченков