Новости

16.03.2017 00:44
Рубрика: В мире

Кого в ЕС недокормили

Лидеры стран Восточной и Центральной Европы обвинили всемирно известные продовольственные компании в дискриминации своих граждан по сравнению с потребителями из Западной Европы. Якобы в Венгрию, Чехию или Словакию поступает продукция более низкого качества: в колбасе меньше мяса, в рыбных палочках - рыбы, а в шоколадной пасте - крема. "Мы не граждане второго сорта", - так и заявил недавно словацкий премьер Роберт Фицо на встрече министров сельского хозяйства сообщества.
По мнению СМИ, у Ангелы Меркель появится новая головная боль, 
ей предстоит разбираться еще и с едой. Фото: EPA По мнению СМИ, у Ангелы Меркель появится новая головная боль, 
ей предстоит разбираться еще и с едой. Фото: EPA
По мнению СМИ, у Ангелы Меркель появится новая головная боль, 
ей предстоит разбираться еще и с едой. Фото: EPA

Его венгерский коллега Виктор Орбан выразился еще более жестко: "Мы считаем, что на рынке ЕС торжествует двойная мораль. Наши страны используются в качестве мусорной свалки". Представители "вышеградской четверки" - Венгрия, Польша, Словакия и Чехия - выступили с совместным заявлением об "отсутствии единообразия стандартов пищевой продукции". Как пишет немецкое издание Die Welt, с ними солидарны Болгария и Словения. По мнению этих государств, защитой может стать новая директива Евросоюза, которая обяжет производителей использовать одинаковые ингредиенты для продуктов с одной и той же этикеткой.

Громкие заявления политиков основаны на данных пищевых лабораторий и личном опыте покупателей. Корреспонденты Die Welt пообщались со словаками, которые живут в соседних с Австрией областях и время от времени ходят за покупками в супермаркеты по ту сторону границы. Они утверждают, что еда оттуда "гораздо вкуснее". Например, 65-летняя пенсионерка по имени Ливия раз в неделю берет в магазине австрийского города Хайнбург йогурт, масло, салями, а также стиральный порошок. Она уверяет, что качество этих товаров не в пример выше, чем у нее на родине. "Но ведь так не должно быть, мы все - граждане Евросоюза", - возмущается женщина. Власти Словакии и Венгрии решили подойти к вопросу "научно" и подключили к исследованиям специалистов-пищевиков. Они буквально "под лупой" изучили образцы продукции. Оказалось, что шоколадная паста известной фирмы, которая лежит на прилавках венгерских магазинов, "не такая сливочная", как в Австрии. А словацкое министерство сельского хозяйства установило: идентичная марка колбасы в западноевропейских странах содержит больше мяса и меньше жижи. Даже листья в чайных пакетиках оказались не такими крупными. О результатах исследований отчитались и чехи. Они установили, что в рыбных палочках популярного поставщика на семь процентов меньше рыбы, чем в точно таких же упаковках, которые поступают в Германию. И если в качестве подсластителя известной газировки, экспортируемой в Чехию, используется сироп, то в Германии это натуральный сахар.

Немецкие СМИ полагают, что у канцлера Ангелы Меркель появилась новая головная боль, ведь теперь ей предстоит разбираться еще и с этой проблемой. Впрочем, некоторые западноевропейские дипломаты в неформальном общении с журналистами уверяют: восточные европейцы намеренно муссируют эту тему, чтобы защитить национальную продукцию. "Не хватало нам еще создать специальный надзорный орган по шоколадной пасте", - в сердцах заявил министр сельского хозяйства ФРГ Кристиан Шмидт, которого цитирует Politico. Эксперт по здравоохранению в Европарламенте Петер Лизе, представляющий немецких христианских демократов, признает: если компании начнут использовать одинаковые ингредиенты, то цены на их товары в Восточной Европе неизбежно взлетят. Именно потому, что сейчас они ниже западноевропейских, отличается и состав продуктов. С точки зрения немцев, вполне достаточно достоверно информировать о нем покупателей, что предписывает действующая в рамках ЕС директива 1169/2011. Ну а сами продовольственные концерны утверждают, что учитывают "различные вкусовые предпочтения жителей разных стран" - мол, именно поэтому они и используют неодинаковые ингредиенты в зависимости от целевого рынка.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"

В мире Европа