Насколько законно России расследовать преступления, совершенные за пределами нашей страны?
Александр Бастрыкин: Следственный комитет расследует совершенные за пределами территории России деяния, отнесенные нашим уголовным законом к преступлениям против мира и безопасности человечества. Это - военные преступления, т.е. серьезные нарушения международного гуманитарного права (применение запрещенных средств и методов ведения войны). Также - преступления против мира и безопасности человечества и геноцид. Все они являются международными преступлениями. А еще транснациональные преступления - нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой, наемничество.
А кто из украинского руководства уже фигурирует в уголовных делах Следственного комитета РФ?
Александр Бастрыкин: Следственным комитетом в 2015-2017 годах возбуждены и расследуются уголовные дела в отношении должностных лиц Генпрокуратуры Украины, председателя Службы безопасности Украины В. Наливайченко, депутатов Верховной Рады Украины И. Фарион, А. Геращенко, других руководителей и политических деятелей, а также руководящего состава вооруженных сил этого государства. Имеющиеся у органов следствия факты и доказательства преступной деятельности, уже собранные российским следствием, подтверждают наличие в их действиях признаков нескольких преступлений, предусмотренных УК РФ.
Какие преступления им инкриминируются?
Александр Бастрыкин: В данном контексте можно говорить о посягательстве на жизнь и здоровье мирных граждан Донбасса, неприкосновенность личности и иные права и свободы граждан России, по различным причинам законно пребывающих на Украине и подвергнутых на ее территории противоправным посягательствам. Эти противоправные действия высоких должностных лиц Украины сопряжены с применением оружия массового поражения и иных запрещенных международным правом средств и методов ведения войны и, таким образом, нарушением целого ряда международных договоров. Например, Минских соглашений, положений Конвенции о защите гражданского населения во время войны (Женева, 1949) и Дополнительного протокола II к ней и др. Использование подобного оружия свидетельствует о том, что киевская власть преследует цели тотального уничтожения населения и инфраструктуры юго-востока Украины.
Полностью интервью главы СК РФ читайте в номере "Российской газеты" за 21 марта 2017 года