Сегодня водитель - одна из самых массовых профессий в нашей стране. У нас около 6,5 миллиона грузовиков, 981 тысяча автобусов, еще около 1,5 миллиона такси. В сегменте перевозок занято до 20 миллионов человек. Значит, что с людьми этой профессии мы сталкиваемся каждый день, включается пресловутый "человеческий фактор" и возникают различные ситуации. Один из последних примеров: водитель автобуса высадил ребенка на мороз, обнаружив неоплаченный проезд. А множество конфликтов не попадают в СМИ.
По мнению Юрия Свешникова, президента Московского транспортного союза, никакой самодеятельности региональных властей вроде введения экзаменов по этике быть не может. Здесь нужны профессиональные стандарты водителя. "В 2014 году они были разработаны. Рабочей группой минтранса стандарты были доработаны, проанализированы и направлены в минтруд, где и "утонули". Так самая массовая профессия в стране оказалась без стандартов. А в них как раз все и прописывается, все профессиональные знания, умения, трудовые навыки, знание законодательства и т.д. То есть все, что должен знать водитель. Под эти профессиональные стандарты разрабатываются программы профессионального образования, в автошколах, в автокомбинатах. И незачем еще какие-то требования по этикету вводить, - говорит Юрий Свешников. - А если возникают эти требования, значит, кто-то должен обучать людей, кто-то должен принимать экзамены. Кто понесет эти расходы? Если перевозчик, то расходы он отнесет в тариф".
Артур Рахматулин, начальник управления интеллектуальных транспортных систем ИТ-компании "Техносерв", считает, что введение экзаменов по этике теоретически может повысить качество водительского состава. Но на практике, из-за субъективной составляющей, экзамены не смогут повлиять на реальное поведение водителей на маршруте. Водителей важно обязать проходить медицинское освидетельствование перед каждым выездом, а перевозчикам нужно обеспечить стабильную обратную связь от потребителей, проводить регулярный контроль качества по примеру Яндекс.Такси: ежедневно проводится проверка случайным образом выбранных бортов (на чистоту машины, салона, состояние водителя и прочее).
Многие считают, что повышать культуру перевозок нужно, но отрасль не готова к переменам. Нужно упрямо и методично вести работу по изменению сознания водителей. "Почему об этом заговорили сейчас - понятно. Наша страна становится все более заметным игроком на международном рынке индустрии гостеприимства, например, готовится принять еще целый ряд важнейших спортивных соревнований и связанные с ним потоки туристов. И общественный транспорт - одна из тех важнейших точек контакта, по которой иностранный гражданин и судит обо всей культуре страны. Вот почему важно этот "канал коммуникации" модернизировать, сделать более презентабельным", - говорит Артур Мурадян, исполнительный директор транспортной компании Traft.
Эксперт считает, что корни проблемы гораздо глубже. В нашей стране неверно записался этический код, связанный с психологическим восприятием различных профессий. В то время, как в Европе любая легальная работа воспринимается людьми как достойный заработок, у нас работа делится на "хорошую" и "плохую", в зависимости от степени ручного труда в ней (тем лучше работа, чем меньше нужно делать руками). Поэтому те же пассажиры автобусов могут свысока смотреть на водителей, хамить им, а последние на рефлекторном уровне защищаются, провоцируя еще большую перепалку. Бороться с проблемой на этом уровне сложно, можно лишь минимизировать ее проявления. Времени на изменение ситуации требуется значительно больше, возможно, смениться должно не одно поколение.
Немного разрушить косность отрасли могла бы федеральная программа рейтингового премирования водителей. Сегодня все больше машин оборудуются телематическими средствами контроля, тахографами, ГЛОНАСС-датчиками и так далее. Рейтинг предусматривает в режиме реального времени сбор ключевых параметров, определяющих уровень этики и клиентского обслуживания (характер езды, возможно, даже запись общения водителя с пассажирами). "На основании рейтинга определяются классы водителей. Каждый класс в итоге получает бонус-надбавку к основному окладу. Чем выше класс, тем выше бонус", - говорит Артур Мурадян.
Александр Дроздов, замдиректора автомотошколы "Р-АВТО" также считает, что культура вождения отражает культуру общества. "Обучение в автошколе относится к профессиональному обучению. После успешной сдачи экзамена в ГИБДД выпускник приобретает профессию "водитель". Мало кто знает, но в соответствии с современными программами обучения в автошколах изучаются этические основы деятельности водителя. В том числе в цикле дисциплин наиболее популярной категории "В". Здесь изучаются: представление об этике и этических нормах, этические нормы водителя, ответственность водителя за безопасность на дороге, взаимоотношения водителя с другими участниками движения и другое. Большинству экспертов курс представляется достаточным, если он действительно изучается", - говорит Дроздов.