В понедельник министры обороны и иностранных дел России и Японии продемонстрировали свою готовность к "еши", продолжив работу над договоренностями, достигнутыми между президентом России и премьером Японии. Напомню, что Владимир Путин и Синдзо Абэ согласовали заявление о начале консультаций по совместной хозяйственной деятельности на Курилах. Впрочем, наряду с экономическими вопросами, встретившись после четырехлетнего перерыва в формате "два плюс два", министры обсудили, как Москва и Токио могли бы взаимодействовать в сфере региональной безопасности, где ситуация становится все более запутанной и взрывоопасной. По словам главы МИД РФ Сергея Лаврова, Россия использовала формат "два плюс два" для "подробного разъяснения японской стороне принципиальных подходов России к формированию новой неделимой архитектуры безопасности, внеблоковому подходу, который Москва продвигает совместно с Пекином".
Токио заранее озвучил предложения, которые, по его мнению, могли бы лечь в основу совместной хозяйственной деятельности на юге Курил. Список включал создание предприятий по выращиванию морских ежей и гребешков, дистанционное лечение японскими медиками жителей российских островов, а также введение на Курилах общей электронной валюты, которая заменит в сделках рубль и йену.
В сфере туризма японцы предложили перед намеченным на третью декаду апреля визитом премьера Синдзо Абэ в Россию запустить чартерные рейсы между Хоккайдо и южными Курилами. Инициатива, как утверждала японская сторона, носит гуманитарный характер - жившие в прошлом на Курилах японцы и их родственники получат возможность посещать острова без виз не только во время морских круизов, периодичность которых ограничена погодными условиями. Наличие "чартеров" позволит осуществлять такие поездки круглогодично. Премьер Японии обсуждал этот проект с российским президентом. Владимир Путин не возражал, подчеркнув, что для такого безвизового посещения, без политической составляющей, министерствам иностранных дел России и Японии следует решить технические вопросы. На итоговой пресс-конференции Лавров подтвердил: у него состоялся предметный разговор на эту тему с японским коллегой.
По словам российского министра, Москва готова рассмотреть переданные ей предложения Токио по совместной хозяйственной деятельности на южных Курилах и передала японской стороне свои соображения на этот счет. Однако, если судить по итогам встречи "два плюс два", у России по-прежнему не появилась ясность, как далеко японские власти готовы зайти в вопросах экономического партнерства, не нарушая при этом своих союзнических обязательств - Токио присоединился к санкциям против нашей страны.
Не сблизились позиции сторон и по другому ключевому вопросу. Москва настаивает, чтобы любая совместная с Японией хозяйственная деятельность на Курилах осуществлялась только на основании российских законов. Но этот подход на данный момент оказался неприемлемым для Токио. Ранее японский министр иностранных дел Фукидо Кисида утверждал: выполнение этого требования "нанесет ущерб юридической позиции Японии" поскольку станет косвенным признанием, что южные Курилы принадлежат России. Тем не менее, Лавров и Кисида выполнили указания лидеров, начав консультации о совместной хозяйственной деятельности на Курилах. Дальнейшей работой над сближением позиций займутся эксперты.
Стремление японских властей "создать будущий привлекательный образ четырех островов южных Курил" упирается в многочисленные "красные линии", которыми Токио ограничил себе свободу маневра, при обсуждении этой щекотливой тематики. А излишняя публичность при освещении проводимых дипломатами дискуссий сделало японский МИД заложником радикальных настроений в обществе.
В ходе состоявшегося в Токио военно-дипломатического "еши" министры договорились о продолжении сотрудничества в борьбе с наркотрафиком - Япония финансирует в рамках ООН подготовку в России афганских специалистов по борьбе с наркотиками. Главы оборонных ведомств обсудили возможность обмена опытом между японскими силами самообороны и вооруженными силами РФ. В рамках борьбы с пиратством и терроризмом достигнуто принципиальное согласие о наращивании усилий в этой сфере. Эти шаги, по мнению Москвы и Токио, способствуют укреплению доверия в сфере безопасности без чего, как признают обе стороны, работа над мирным договором выглядит затруднительной.
Впрочем, при всей значимости для самолюбия Токио подвижек в "курильском вопросе", ключевой, на данном этапе, для Японии остается тема региональной безопасности. В воскресенье Северная Корея объявила об успешном испытании нового ракетного двигателя, способного существенно нарастить дальность полета выпущенных Пхеньяном ракет. В свою очередь, Вашингтон предупредил об отсутствии у США "стратегического терпения" в отношении КНДР. Американцы оперативно разворачивают систему ПРО в Южной Корее, а госсекретарь США Рекс Тиллерсон в ходе визита в регион обсудил с Токио и Сеулом пока гипотетическое размещение в Японии и Южной Кореи американского ядерного оружия. Москва рассматривает стремление США создать в Северо-Восточной Азии позиционный район ПРО, как часть глобальной наступательной боевой системы Америки. "Мы обратили внимание японских партнеров на серьезные риски, которыми чревато развертывание американской ПРО. Дальнейшее накачивание региона вооружениями - непропорциональный ответ на действия Северной Кореи в военной сфере", - подчеркнул Лавров.
Вопросы об американской ПРО и мерах доверия в военной сфере в Северо-Восточной Азии становятся одними из наиболее острых в повестке российско-японских отношений. По мнению экспертов, возвращение Японии после четырехлетнего перерыва к диалогу с Москвой в формате "два плюс два" вызвано не столько острым желанием заключить мирный договор с Россией, сколько стремлением усилить дипломатические позиции Токио в отношениях с Пекином. Тем более, российский МИД всегда подчеркивал: формат "два плюс два" не посягает на особые отношения Японии с США. Позиция Москвы, выступающей за то, чтобы "ни одна страна в Азиатско-Тихоокеанском регионе не испытывала дискомфорта в плане ее безопасности" отвечает долгосрочным интересам страны Восходящего солнца. "Формат "два плюс два" был создан не для заключения мирного договора - а, прежде всего, для взаимодействия в сфере безопасности",- специально для японских журналистов уточнил Лавров.
Как сообщил министр обороны РФ Сергей Шойгу, на состоявшейся встрече японская сторона получила разъяснения относительно действий Минобороны в Сирии и на Курилах. "Мы предложили японским коллегам принять участие в разминировании сирийских памятников культурного наследия, которые находятся под защитой ЮНЕСКО", - добавил Шойгу. По его словам, Россия и Япония продолжат контакты на уровне генеральных штабов: "план сотрудничества в военной сфере предусматривает проведение более 30 различных мероприятий".
Между тем
Перед началом переговоров в формате "два плюс два" состоялся первый раунд консультаций заместителей министров иностранных дел России и Японии по совместной хозяйственной деятельности на Южных Курилах. По подсчетам местных СМИ, делегации беседовали около шести часов. Игорь Моргулов в приветственном слове вновь напомнил японским партнерам позицию Москвы: "все проекты на Курилах могут осуществляться только на условиях, не противоречащих российскому законодательству".
Подготовил Александр Ленин (Токио)