Прирост цен на плодоовощную продукцию за неделю в среднем составил незначительные 0,3 процента, сообщила Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Однако картофель, к примеру, подорожал почти на 2 процента, репчатый лук прибавил 1,4 процента, свежие помидоры - 0,6 процента.
Тенденцию подорожания овощей отчасти сглаживает тот факт, что свежие огурцы стали дешевле почти на полпроцента. Снижение в пределах 0,3-0,7 процента показали также гречка, сахар, куриные яйца, куры и подсолнечное масло.
Рост цен на плодоовощную продукцию является сезонным, так что оснований для беспокойства нет, уверены опрошенные "Российской газетой" эксперты.
По мнению главного аналитика Национального плодоовощного союза Кирилла Лашина, цены на овощи будут подниматься примерно до конца апреля - начала мая. "При этом, скорее всего, наибольший рост (в пределах 2-3 процентов) покажет картофель - из-за затрат на хранение и снижения запасов, а также другие культуры, которые выращиваются на открытом грунте, - считает Лашин. - Например, свекла, репчатый лук, белокочанная капуста и морковь".
Впрочем, к этому времени начнут дешеветь тепличные овощи. Дело в том, что из-за увеличения продолжительности светового дня снижаются затраты на электроэнергию и отопление, что составляет существенную долю в их себестоимости.
Кроме того, власти постараются удержать цены под контролем, полагает управляющий партнер компании "2К" Тамара Касьянова.
"Банк России и минэкономразвития будут стараться вывести инфляцию на официально запланированный уровень в 4 процента, - отмечает эксперт. - Есть шанс, что этого показателя удастся достичь во второй половине года, если не возникнет форс-мажорных событий, в частности значительного понижения цен на нефть".
Между тем по итогам 2016 года изменилась структура продаж основных групп продуктов питания. Существенно сократились розничные продажи рыбы и морепродуктов, чая и молочных напитков, отмечалось в новом номере "Мониторинга социально-экономического положения и самочувствия населения" Института социального анализа и прогнозирования (ИНСАП) РАНХиГС.
Несмотря на общее сокращение розничной торговли продовольственными товарами по двум группам наблюдался значительный рост: свежих овощей было продано на 4 процента больше и свежего картофеля - на 11,8 процента больше, чем в предыдущем году.