"Из более чем 11 тысяч проанализированных договоров по всем торговым сетям, проведенным за первые три месяца этого года, выявлено 1261 нарушение, - подчеркнул заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России Андрей Кашеваров. - Что составляет 11 процентов от общего числа проверенных договоров".
Однако это далеко не итоговые показатели, поскольку проверка договоров поставки между торговыми сетями и поставщиками продовольственной продукции, заключенных или перезаключенных после 15 июля 2016 года, продолжается. По состоянию на 10 марта 2017 года региональными управлениями ФАС России проведена 701 проверка, причем факты, содержащие признаки нарушения, были выявлены в 69 регионах страны.
При этом проверка пока носит формальный характер, когда проверяются только сами договоры, которые производители и поставщики заключали с продавцами, уточнили в Федеральной антимонопольной службе в ходе заседания экспертного совета по развитию конкуренции в сфере розничной торговли.
Результаты более детального исследования, когда будет проведен анализ еще и конкретных действий участников рынка, будут известны к сентябрю этого года, заверил глава Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС РФ Тимофей Нижегородцев.
Напомним, что поправки в Закон о торговле, вступившие в силу 15 июля 2016 года, ограничили размер вознаграждения торговых сетей величиной в 5 процентов от цены купленного товара.
Кроме того, были сокращены сроки расчета с поставщиками - на 5 рабочих дней. Вместе с тем нарушителям было увеличено и наказание за нарушение правил - срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение требований закона увеличен с двух месяцев до года со дня совершения правонарушения. При этом максимальный штраф составляет 5 миллионов рублей.
Однако даже угроза наказания не отбивает у части сетевых магазинов страсть к соблазну не только сохранить, но и увеличить свою "маржу". Способы при этом придумываются самые разнообразные.
Самые наглые требуют поставщикам платить свыше установленных законом 5 процентов. Другие выставляют им счет по оплате новых услуг - например, за маркетинг.
Третьи требуют дополнительных скидок, причем по уже заключенным договорам, а четвертые вводят систему штрафов, где виды наказаний и размеры ограничиваются лишь фантазией владельцев магазинных полок. Пятые хотят лично проводить проверки качества, вмешиваясь в сферу Роспотребнадзора. "Более того, установлен ряд фактов, когда сети взимают вознаграждение даже за поставку продуктов, входящих в перечень социально значимых, что прямо нарушает даже ранее действующее законодательство", - возмутился Тимофей Нижегородцев.
"В результате доходы отечественных производителей за январь - март этого года не выросли - показатели находятся на отметке "плюс-минус" 2 процента", - отмечает глава Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров "Руспродсоюз" Дмитрий Востриков.
Ситуация неоднозначная, считает председатель президиума Ассоциации компаний оптовой и розничной торговли Илья Ломакин-Румянцев. "Не знаю, как насчет диктата продавца, но диктат производителя всегда ведет к росту цен и снижению качества, - считает он. - Так что условие аудита взято не с потолка. Дело в том, что именно магазин является крайним звеном в случае жалобы покупателя на качество продукта. И вполне логично, что при систематическом нарушении сеть может и должна заниматься его проверкой".
По мнению ФАС, одним из решений проблемы может стать создание Совета рынка, в рамках которого его участники смогут напрямую решать все вопросы. Например, не требовать у поставщиков никаких премий при уже заключенных договорах на поставку. Тогда как скидка, которая отразится на конечной для покупателя цене, то есть приведет к ее снижению, может не считаться вознаграждением и не будет являться нарушением закона.