Не секрет, что самые большие материальные затраты автоперевозчиков связаны с приобретением моторного топлива. При этом прогресс налицо: современный грузовик экологического класса Евро-6 почти наполовину экономичнее собрата начала 1970-х, а его выбросы в атмосферу по уровню сопоставимы с выбросами 30 коммерческих машин того же периода.
Времена, когда можно было достичь максимального эффекта сбережения топлива только путем установки экономичного двигателя и оптимальной коробки передач, остались в прошлом. Сегодня эффективность ТС складывается по крупицам. Общеизвестно, что конструкция и компоненты грузовика или автобуса обладают потенциалом снижения топливного "аппетита" машины до 10 процентов. Примерно такую же выгоду в материальном эквиваленте дает квалифицированное ТО и сервисные контракты.
Но ключевым звеном в цепочке экономии является водитель: благодаря умелому управлению техникой он способен снизить потребление топлива до 12 процентов! Для этого компании организуют курсы водительского мастерства и тренинги. Там, в частности, рассказывают, что даже правильный выбор скорости приносит результат.
Опытом делится специалист направления по обучению водителей компании "Скания-Русь" Дмитрий Калач:
- Для многотонных автопоездов предельной скоростью на трассе считаются 85 километров в час (оптимально - 80). Превышение этого лимита на четыре-пять километров в час существенного выигрыша в скорости доставки груза не дает, но требует лишних пяти процентов топлива. И, кстати, нужно иметь в виду: около пяти-семи процентов сидящих за рулем относятся к категории "необучаемых": после занятий с инструктором они быстро утрачивают навыки экономичного вождения и снова ездят по старинке.
Почему важно иметь современные ТС и поддерживать их в исправном состоянии? Потому что здесь заложен потенциал экономии. На европейских грузовиках новейших генераций можно заказать силовую линию (двигатель плюс трансмиссия), которые позволят получить выигрыш перед прежним поколением в четыре-пять процентов. Современные коробки передач с автоматическим переключением и возможностью использовать круиз-контроль позволяют снизить расход топлива до 10 процентов за счет оптимального выбора нужной передачи, своевременного переключения и способности функционировать при низких оборотах двигателя.
Такие устройства предлагают ДАФ, МАН, Ивеко, Рено Тракс и другие автозаводы. До четырех процентов топлива позволяют экономить системы распознавания топографии местности: они есть у немецких и шведских поставщиков: Мерседес-Бенц, Вольво, Скании. Отдельным пунктом стоят системы помощи сидящему за рулем в виде подсказок бортового компьютера о переходе на другую передачу и оценке эффективности действий водителя. Их предлагают шведские, немецкие, голландские производители.
Инструктор по подготовке водителей компании "Вольво Тракс Россия" Александр Малышев раскрывает пару секретов:
- Можно экономить и без новейших систем независимо от марки и модели грузовика. Так, снижение массы грузовика на полтонны дает выигрыш в один процент расхода топлива. За счет чего снизить вес? Не возить доверху наполненный топливный бак, если в резерве нет острой необходимости. А зимой в дальних рейсах - сбивать с шасси налипший снег и наледь: на сцепке их может образоваться до двух тонн!
Хорошо использовать пластиковые боковые обтекатели шасси - они дают экономию дизтоплива в 0,6 процента. Вообще аэродинамическим элементам стоит уделить должное внимание. Судите сами: спойлер на крыше кабины грузовика с высокой надстройкой или полуприцепом снижает сопротивление воздуха над верхней частью ТС и позволяет сэкономить до трех процентов топлива. А вкупе с боковыми воздушными дефлекторами, которые оптимизируют турбулентность между кабиной грузовика и трейлером, экономия может вырасти до семи процентов. Если вы эксплуатируете нестандартный (например, рефрижераторный полуприцеп увеличенной габаритной ширины), вам понадобятся удлинители боковых дефлекторов. Их наличие выливается в сокращение расхода топлива на полпроцента.
Правильный выбор шин в соответствии с характером транспортных задач и поддержание рекомендованного давления воздуха в них дают экономию до пяти процентов топлива. Если давление даже на один бар больше или меньше нормы, мотор станет прожорливее на один процент. За один рейс много не потеряете, но за год набежит приличная сумма. Кстати, правильная регулировка углов установки колес на тягаче и полуприцепе дает выигрыш в расходе топлива на три процента.
Что на самом деле просто - так это растерять преимущества своей техники за счет монтажа дополнительного, подчас ненужного оборудования. Скажем, наличие "для красоты" нештатных фар на крыше автомобиля и пневматических звуковых горнов увеличивает расход топлива примерно на полтора процента. Но разве дальнобойщики этим ограничиваются?! На многих машинах можно встретить подсветку спойлера, фигурку Бибендума (символ шинной компании Мишлен), спутниковые антенны, а это тоже увеличивает "аппетит" авто. Между тем при пересчете всех выигранных процентов в литры на 100 километров пути набегает вполне ощутимая выгода. Как говорится, есть за что бороться.