Так, из всего объема рынка комплектующих на долю импорта приходится 71,6 процента всех деталей, из которых для промсборки используется лишь треть. Сильнее всего снизился объем импорта по группе "Кузов", включая интерьер и экстерьер (на 55 процентов), в группе "Трансмиссия" снижение составило 48 процентов, в группе "Шасси" - 27, в группе "Электрооборудование и электронные системы" - 46, "Интеграция АТС" - 51, в группе "Прочее" (в нее входят РТИ, крепеж, подшипники и др.) снижение составило 52 процента.
"Кроме того, произошло увеличение себестоимости выпускаемой продукции - данное обстоятельство в основном коснулось производителей, занимающихся поставкой на первичный рынок и имеющих валютную составляющую в себестоимости", - пояснили "РГ" в "Группе ГАЗ".
Сегодня, как отмечает Татьяна Арабаджи, директор аналитического агентства Russian Automotive Market Research, в отрасли автокомпонентов три группы игроков - это иностранные компании, которые открыли в России производство, крупные российские производители, например ГАЗ и КАМАЗ, и независимые компании - в основном поставщики субкомпонентов.
"Изменение курсовой разницы валют подтолкнуло иностранных производителей автомобилей, локализовавшихся в России, искать пути снижения себестоимости выпускаемой продукции и активно сотрудничать с местными производителями автокомпонентов для проработки возможности локализовать производство деталей для автомобилей, - считают в "Группе ГАЗ". - Проекты, направленные на локализацию и импортозамещение продукции, наиболее перспективны, поскольку дают существенный эффект за счет уменьшения валютной составляющей".
Уменьшение стоимости готовой продукции автопрома сейчас актуально как никогда, ведь ослабление рубля привело к росту стоимости не только импортных автомобилей, но и отечественных.
"Например, последнее время отмечается, что, казалось бы, при большом количестве российских и иностранных поставщиков, имеющих производство в России, доля импортируемых компонентов и материалов должна быть небольшой, - объясняет Татьяна Арабаджи. - На таких крупных предприятиях, как КАМАЗ и АвтоВАЗ, доля импортируемых материалов и компонентов существенная, например, в Тольятти в 3-м квартале 2016 года доля импорта от общего объема поставок материалов и комплектующих изделий составила 39 процентов. Это приводит к росту стоимости машино-комплекта".
Но чтобы наладить производство автокомпонентов в России необходимо закупать производственное оборудование, а производство такого оборудования в нашей стране развито довольно слабо.
"Рост курса валют, с одной стороны, увеличивает возможность быть более конкурентным по ценам по сравнению с импортными автокомпонентами, но, с другой стороны, сдерживает развитие отрасли из-за увеличившейся стоимости производственного оборудования - посетовали в "Группе ГАЗ". - Автокомпонентный сектор, так же как и отрасль в целом, заинтересован в снижении стоимости кредитных ресурсов, предоставлении субсидий на НИОКР и эффективных тарифов на электроэнергию".