Плюсы Торжка и сегодня хорошо известны туристам и инвесторам. Одни едут сюда, чтобы посетить многочисленные великолепные храмы, построенные нашими предками и великим зодчими Росси и Львовым на высоких берегах Тверцы. Другие - чтобы для своего дела использовать инвестиционный потенциал и логистические возможности города (одно географическое положение чего стоит: 200 км до Москвы, 400 км до Питера, 100 км - и вот вам уникальная система озер Селигер!).
За свою историю Торжок неоднократно отвоевывал или выторговывал для себя особые условия. Например, в советское время в огромной стране СССР было только две барахолки, на которые власти смотрели "сквозь пальцы" - в Одессе и … в Торжке!
В удивительном городе и народ приобрел особенные качества. Ему не занимать активности, предприимчивости, ответственности за судьбу свою и Торжка.
До революции последним всенародно избранным главой Торжка был владелец сети аптек Николай Иванович Дегтяревcкий. При нем были замощены улицы, проложен новый водопровод, установлены первые электрические фонари. А ведь обязанности свои Николай Иванович исполнял исключительно на общественных началах…
В советские годы особую роль в общественно-политической жизни Торжка играло градообразующее предприятие - завод "Пожтехника", отметивший не так давно 80-летний юбилей. "Пожтехника" помогала руководству области в "ротации" торжокских глав, каждый из избранных при поддержке завода градоначальников оставил свой позитивный след в современной истории города.
Но Торжку есть, за что быть благодарным "Пожтехнике" и кроме этого! На протяжении десятилетий завод помогал родному городу по самым разным направлениям - отапливал дома, ремонтировал дороги, участвовал в реставрации памятников и в сохранении исторического облика Торжка, поддерживал ветеранов и инвалидов, спонсировал городские праздники и иные мероприятия. Первые маршрутки и фейерверки, собирающие на протяжении двух десятков лет на главной площади Торжка десятки тысяч людей, были подарены городу именно Пожтехникой. Генеральный директор завода Андрей Фортуна не так давно был избран членом Тверского регионального политсовета партии "Единая Россия", на общественных началах возглавляет областной партийный фонд.
Безусловно, кризисные явления в экономике страны ударили и по "Пожтехнике". Но завод выстоял. Он и сегодня лидер по производству высотной техники в России и странах СНГ, выполняет госзаказы МЧС и министерства обороны.
Своими достижениями ОАО "Пожтехника" в значительной степени обязано бессменному руководителю - председателю Совета директоров и талантливому конструктору Анатолию Строканю. В 1987 году чуть более чем через два года после окончания Тверского политехнического института он уже был назначен Главным конструктором Производственного Объединения "Пожтехника" с трехтысячным коллективом. В состав объединения входили тогда ОКБ Противопожарной техники, два завода в России и два завода в г. Валмиеры (Прибалтика) и Мариуполе (Украина). При непосредственном участии Анатолия Николаевича за последние 30 лет впервые в России и СНГ(!) было спроектировано и изготовлено около 300 пожарных спасательных и специальных машин, налажен их серийный выпуск...
В Торжке "Пожтехника" так же стремится сохранить лидирующие позиции и традиции меценатства. Не так давно Строканю было присвоено звание "Почетный гражданин Торжка". Избирался он и депутатом Законодательного собрания области. Многое сделал Анатолий Николаевич на региональном уровне - за что награжден орденом Святой княгини Анны Кашинской…
Со времени своего основания в 1935 году завод "Пожтехника" прошел путь от мастерской по ремонту сельскохозяйственной техники до ведущего российского машиностроительного предприятия в области создания пожарной, коммунальной и другой специальной техники. В начале девяностых на предприятии возникли типичные для всех производителей трудности: большие задолженности, отсутствие сбыта продукции, сокращение производства. Как раз в это время в 1994 году Строкань Анатолий Николаевич был избран генеральным директором ОАО "Пожтехника". И благодаря постоянному труду коллектива (как руководителей, так и простых инженеров и рабочих) удалось сохранить производственную базу, провести техническое переоснащение производства, создать новые направления деятельности. Для этого с начала 90-х годов пришлось практически ежеквартально подготавливать 2-3 новые модели различной техники, в том числе для созданного тогда МЧС.
О том, как обстоят дела на "Пожтехнике" сегодня, мы беседуем с генеральным директором предприятия Андреем Васильевичем Фортуной:
Андрей Фортуна: В настоящее время ОАО "Пожтехника" продолжает усовершенствовать модельный ряд. И, несмотря на объективные трудности, продиктованные макроэкономической ситуацией и той, что сложилась внутри страны, сегодня завод остается лидером по производству высотной техники в России и странах СНГ. На предприятии и на мероприятиях, проводимых с участием "Пожтехники", неоднократно бывали руководители МЧС и МО. Мы ощущаем их поддержку, но понимаем, что должно быть постоянное движение вперед. Отслеживаем мировые тенденции в нашей сфере, стараемся соответствовать повышающимся требованиям рынка, заказчиков, проектировать и изготавливать максимально эффективную технику, выполняем задачи, связанные с импортозамещением. Производство пожарных машин на нашем предприятии имеет полный производственный цикл: от конструкторской разработки до изготовления деталей, узлов и окончательной сборки. Хотя при отсутствии российских аналогов достойного качества для удержания соответствующего уровня качества машин принципиально применяются комплектующие ведущих мировых компаний независимо от курса валют и их цен.
Расскажите, пожалуйста, о новинках, которые сегодня предлагает предприятие.
Андрей Фортуна: Хотелось бы обратить внимание: модельный ряд с конца 80-х годов, когда в нем было лишь два наименования машин, вырос при действующем руководстве за 30 лет до 300. Системы пожаротушения, которыми оборудованы все современные космодромы (в частности, Байконур и Плесецк), также родом из Торжка. Десятки миллионов огнетушителей от углекислотных до порошковых и хладоновых, десятки видов строительных подъемников и даже ввозимый не так давно сотнями мелитопольский подъемник впервые были созданы, спроектированы и изготовлены на "Пожтехнике".
В настоящее время ОАО "Пожтехника" продолжает усовершенствовать модельный ряд. Уникальная программа новой техники в течение двух лет подготовлена к производству на 2017 год, разработаны новые образцы специальной техники, учитывающие изменяющиеся требования рынка и опыт эксплуатации в пожарных частях. Сегодня покупателям предлагается около двадцати обновленных и вновь созданных моделей фактически уникальной продукции. В частности, это:
- модернизированная автолестница пожарная АЛ-30 (КАМАЗ-43502). На этой модели улучшены тактико-технические характеристики (ТТХ), усовершенствована система безопасности с увеличенным дисплеем и система индикации положения выдвижения опор. Кроме того, как и на всех других наших новых машинах, применены улучшенные защитные лакокрасочные покрытия, рабочее место оператора оборудовано регулируемым сиденьем, установлены проблесковые маяки со светодиодной оптической системой, увеличена гарантия, обеспечено бесплатное обучение достаточного количества операторов;
- модернизированный автоподъемник коленчатый пожарный АКП-32 (КАМАЗ-43118). Улучшены тактико-технические характеристики, установлены на основном пульте цветной дисплей блока индикации и управления с графической и числовой информацией о положении люльки на рабочем поле, а на пульте управления опорами цветной дисплей с отображением информации о состоянии опорного контура и положении основания относительно горизонта. Установлен датчик анемометра на люльке с выводом индикации о скорости ветра на дисплей основного пульта. Особенно важно, что применена система безопасности с двумя вылетами: 13м - при ширине опорного контура 4500 мм, и увеличенный - 17м
- при ширине опорного контура 5500 мм, что позволяет значительно расширить функциональные возможности автомобиля. При этом сохранена возможность работы в сторону выдвинутых опор при невыдвинутых опорах с противоположной стороны;
- модернизированная автоцистерна пожарная с лестницей АЦЛ-3,0-40/4-24 (КАМАЗ-43118). На модели 2017 года улучшены тактико-технические характеристики, усовершенствована система безопасности и система выравнивания, усовершенствована кабина боевого расчета и механизм фиксации кабины, улучшена укладка ПТВ, применены алюминиевые ящики под ПТВ, как и на других машинах - более стойкие лакокрасочные покрытия;
- новая модель - автоцистерна пожарная с лестницей АЦЛ-3,0-40/4-32 (КАМАЗ-43118), высота подъема - 32м с усовершенствованной системой безопасности, вылет 16м с нагрузкой на вершину не прислоненной лестницы 180кг, емкость для воды 3,0 куб. м, пакет ПМ-506, который знают во всех пожарных частях;
- новая модель - автолестница пожарная АЛ-30 (КАМАЗ-43118) - уникальная автолестница в среднем классе с характеристиками выше существующих сегодня ГОСТов. Высота подъема - не менее 31,35 м, максимальная рабочая нагрузка на вершину неприслоненной лестницы при вылете 18 м - 300 (!) кг с опущенной кабиной и габаритом по высоте всего 3500 мм, что не только позволяет ее хранение в старых пожарных депо, но и значительно улучшило показатели устойчивости изделия при движении по трассе;
- новая модель - автолестница пожарная АЛ-37 (КАМАЗ-53605) - уникальный пожарный автомобиль, изготовленный на двухосном шасси КАМАЗ с транспортной высотой 3500 мм, позволяющий обеспечить прикрытие целого микрорайона с этажностью зданий до 12 этажей, вылет 18 м, ширина опорного контура 5,0 м, нагрузка на вершину неприслоненной лестницы 300 кг, нагрузка с люлькой 200 кг;
- новая модель - автолестница пожарная АЛ-43 (КАМАЗ-65115) с улучшенными тактико-техническими характеристиками, максимальный вылет 18м, ширина опорного контура 5,5м, нагрузка на вершину неприслоненной лестницы 300кг, нагрузка с люлькой 200кг. Отличительная особенность изделия - разработанное нашими конструкторами более 20 лет назад так называемое "ломающееся" первое колено, позволяющее проводить противопожарные и аварийно-спасательные работы в труднодоступных местах;
- уникальная новая модель - пожарный пеноподъемник ППП-32 (КАМАЗ-65222) - применена усовершенствованная система безопасности с двумя вылетами: 24/22м при ширине опорного контура 5,5/4,5м, емкость для пенообразователя - 5,0 куб.м, шасси 6х6, установлен пожарный насос с системой дозирования пеносмешения и ствол с максимальным расходом 100 л/с. Изделие позволяет увеличить интенсивность подачи огнетушащих средств на высоте до 32 метров в пять раз по сравнению с обычными подъемниками и тушить в том числе крышные пожары без применения пожарных вертолетов и не рискуя личным составом;
- новая модель - пожарная автолестница АЛ-30 (КАМАЗ-5387РС). В данной модели применено специальное шасси с увеличенной грузоподъемностью, установлен стационарный водовод и водомаслотокопереход, нагрузка на вершине стрелы увеличена до 240 кг. Маневренная машина на двухосном шасси с параметрами тяжелых трехосных лестниц;
- новая модель - автоцистерна пожарная АЦ-3,0-40 (КАМАЗ-43502). Применено шасси КАМАЗ с колесной формулой 4х4, улучшены тактико-технические характеристики, специальная увеличенная кабина боевого расчета.
Кроме упомянутого, проведена значительная модернизация основных высотных пожарных автомобилей производства нашего предприятия высотой подъема 50м - автолестницы пожарной АЛ-50 -(КАМАЗ-65115) и автоподъемника коленчатого пожарного АКП-50 (КАМАЗ-6540). На этих автомобилях также улучшены ТТХ, также проведена модернизация системы безопасности, внедрен ряд других усовершенствований.
Значительные изменения и усовершенствования коснулись программы специальной строительной техники. Уникальная машина создана на базе специального шасси (КАМАЗ-5387 РС), автоподъемник в северном исполнении АПТ -28.
На все модели подъемников высотой более 22 метра устанавливаются системы безопасности, применяемые на современных пожарных автомобилях, включая установку на основном пульте цветного дисплея блока индикации и управления с графической и числовой информацией о положении люльки на рабочем поле, а на пульте управления опорами цветного дисплея с отображением информации о состоянии опорного контура и положении основания относительно горизонта.
Проведенная работа наверняка позволит пожарным и спасателям получить технику, которая будет долго, эффективно и надежно служить при выполнении возложенных на нее задач.
Андрей Фортуна: Мы уверены в этом. Еще мы рады, что по информации из регионов наша техника в некоторых пожарных частях работает более чем по 40 лет. Значит, при сроке службы 10 лет - она четыре раза вырабатывает свой ресурс. Для удобства работы с нашими машинами, особенно в ситуации ослабления, а в некоторых регионах и прекращения работы Производственно-технических центров (ПТЦ) мы в срочном порядке создаем региональные центры обслуживания техники, обучения операторов. Такой центр начал работу в Московской области, в ближайшее время заработает в Ленинградской области.
Приглашаем муниципальные и другие коммерческие предприятия к этой работе. Готовы обучить их специалистов по ремонту, обслуживанию техники и обучению операторов, организовать склады запасных частей. Планируется также передача таким предприятиям функций дилера для обеспечения более комплексного регионального подхода к технике на всем протяжении ее службы - от закупки, обучения, ввода в эксплуатацию, обслуживания, освидетельствования до гарантийного (при необходимости), текущего и капитального ее ремонта.
С какими проблемами и как модно сейчас говорить - вызовами сталкивается сегодня ваше предприятие?
Андрей Фортуна: ОАО "Пожтехника" - российский машиностроительный завод. Безусловно, проблем, практически нерешаемых вопросов, которые все равно приходится решать для обеспечения движения вперед - предостаточно. Ведь мы не почиваем на лаврах, а работаем в условиях жесткой конкуренции международного уровня. Многие машины, когда-то созданные впервые нашим предприятием, теперь тиражирует десяток заводов в России и СНГ. И надо отдать им должное, некоторые из них их чуть изменили, другие - значительно усовершенствовали и производят серийно на должном уровне. Но кроме высотной техники! Тут в первую очередь наши конкуренты - крупные зарубежные компании. Кому не хотелось продавать без помех изделия, стоимость которых доходит до 50 млн за штуку (столько и стоит аналог упомянутого выше пеноподъемника ППП -32), если бы не "Пожтехника" со своими ценами в 2-3 раза ниже импорта в течение 30 лет! Так что хватает у предприятия "доброжелателей"…
Я уже говорил, насколько история предприятия и его сегодняшний день переплетены с биографией Торжка. У нас сложились производственные семейные династии высококлассных специалистов, накопленный опыт которых передавался из поколения в поколение. И мы, безусловно, считаем, что необходима реальная поддержка таких предприятий на всех уровнях власти, чтобы они могли идти вперед, продолжать создавать новую высококачественную технику во благо государства российского.
К сожалению, взаимопонимания не всегда удается достичь. И тогда приходится решать не только производственные вопросы. Как было отмечено, мы стараемся уважать, поддерживать власть и помогать ей. При этом мы становимся свидетелями, как торжокским предприятиям и их руководителям целенаправленно создаются проблемы. Нам в очередной раз приходится собирать подписи коллектива, писать обращения на самый верх. Мы не хотим, но вынуждены это делать. Более 80 лет "Пожтехника" достойно выглядит на фоне иностранных конкурентов, а в родном городе, оказывается, ей - нет места?
Но мы очень надеемся на лучшее и в этом вопросе. Тем более что "Пожтехника" постоянно ощущает поддержку как федеральных властей, структур, в частности руководства МЧС, так и губернатора Тверской области. Мы искренне поддерживаем курс Правительства России по модернизации отечественного машиностроения. Мы верим, что ситуация позволит нам продолжать создавать высококачественную российскую пожарную технику, которая долгие годы будет надежно служить нашим пожарным в их трудной и опасной работе по спасению имущества и человеческих жизней. Иначе и быть не может.
Контакты
172003, Россия, Тверская область,
г. Торжок, ул. Ленинградское шоссе, 34.
Т/ф:(48251) 5-50-50, 9-01-01.
е-mail: iskra@tvcom.ru
www.pozhtechnika.ru