Российский шинный рынок в 2016 году продолжил свое падение, начавшееся в 2013 году, отметил временный президент концерна Nokian Tyres, гендиректорор Nokian Tyres Россия Андрей Пантюхов. По оценкам компании, общий вторичный рынок легковых шин без первичной комплектации снизился на 5 процентов и составил примерно 31,5 миллиона шин. Премиальный и среднеценовой сегменты снизились на 10 процентов, а бюджетный остался практически на прежнем уровне. В целом же на сегодня рынок стабилизировался, и в этом году можно ожидать роста в пределах 5 - 10 процентов. При этом производство легковых шин в России, по оценке Nokian Tyres, выросло примерно на 9 процентов.
"Основными драйверами роста являлись локализация производства международных производителей и импортозамещение. Экспорт легковых шин из России, ставший более выгодным из-за девальвации рубля, увеличился на 26 процентов", - подчеркнул Андрей Пантюхов.
Исполнительный директор Ассоциации производителей шин Надежда Чурмеева сообщила "РГ", что многие крупные производители своей стратегией выбрали открытие производства в России. Сейчас у нас успешно действуют производственные площадки брендов Continental, Michelin, Nokian Tyres, Pirelli и Yokohama. В конце прошлого года свое производство запустил Bridgestone. "Это, безусловно, свидетельствует, что Россия занимает серьезное место в стратегии международных шинных производителей. Многие компании активно наращивают экспорт производимой в России продукции, а значит, все больше шин хорошо известных за рубежом марок продаются с отметкой "Сделано в России", - сообщила эксперт.
Руководитель департамента маркетинга и развития розничной сети "Бриджстоун СНГ" Илья Алимов подчеркнул, что в среднесрочной перспективе в России возобновится планомерное увеличение производства. С каждым годом эксперты и основные игроки отмечают повышение культуры потребления шин. Наблюдается тенденция, при которой потребители более ответственно подходят к выбору марки, уделяя, помимо цены, должное внимание характеристикам продукции и репутации бренда. "Несмотря на продолжающееся падение уровня продаж новых автомобилей, доля премиальных брендов остается высокой, что говорит и о большом потенциале сегмента шин категории "премиум", - отметил Алимов. - Динамично развивается сегмент шин для SUV, и, скорее всего, этот тренд будет продолжаться".
По оценке Мишлен, на долю рынка 4х4 приходится 5,7 миллиона шин в общем объеме. Этот сегмент сопротивляется кризису лучше, чем рынок в целом, и за последние три года показывает устойчивый рост, в то время как падение общего рынка составило 18 процентов, сообщил "РГ" Дмитрий Молоканов, директор по маркетингу легковых шин MICHELIN в России.
Гендиректор аудиторско-консалтинговой группы "ФинЭкспертиза" Нина Козлова подчеркнула, шинный рынок падал значительно меньшими темпами, чем рынок продажи новых авто, ведь только одна пятая часть произведенной продукции поставляется на конвейеры автозаводов. Она также обратила внимание, что в структуре себестоимости шин около 70 процентов приходится на сырье. И одной из причин тяги к локализации в РФ для иностранных компаний является возможность использования отечественного сырья в производстве. Это дает локальной продукции козыри в конкуренции с импортной продукцией.
Однако у всех предприятий - и закупающих сырье за валюту, и пользующихся отечественным сырьем - есть весомые причины для удорожания продукции. Одна из них - то, что с 2015 года на производителей и импортеров шин возложена ответственность по самостоятельной утилизации продукции или уплате экологического сбора в 7,1 тысячи рублей за тонну.