Напомним, что власти не раз подчеркивали, что пересматривать налоговую систему в ближайшее время не планируют. К тому же налог с продаж в России уже существовал: его ввели в переломном для страны 1991 году. Но после распада СССР он был заменен налогом на добавленную стоимость. Правда, в 1998 году правительство разрешило регионам самостоятельно принимать решение о введении НСП на своей территории до 5 процентов. Но возмутился бизнес, и в 2003 году налог отменили, чему способствовало решение Конституционного суда.
Впрочем, опрошенные "РГ" эксперты не исключают его возвращения. Так, директор Банковского института НИУ "Высшая школа экономики" Василий Солодков считает, что это один из способов залатать бюджетные дыры и обезопасить страну в случае нового падения цен на нефть, что весьма возможно. "Поэтому сейчас экономический блок правительства и думает над тем, где найти новые доходы, - говорит Солодков. - Поэтому налоговая тема снова на слуху. Ведь возможности внешних заимствований сейчас у России крайне ограничены. Нужно искать внутренние ресурсы. Поэтому минфин предложил налоговый маневр 22/22. А сейчас заговорили о введении налога с продаж. Я это называю "словесной интервенцией". В итоге, думаю, какая -то из идей будет реализована".
При этом эксперт отмечает, что ни один налог еще не проходил бесследно для населения. "Налог с продаж может раскрутить инфляцию, - добавляет доцент департамента финансов Высшей школы экономики Ирина Петрикова. - Не знаю деталей, которые обсуждаются, но я бы с ним не спешила".
Председатель экспертного совета Комитета Госдумы по бюджету Михаил Орлов видит во введении налога больше минусов. "Я досконально изучал этот налог в 2002-2003 годах, когда его отменяли, и в 2012-2013 годах, когда снова пытались ввести, - говорит эксперт. - Минусов несколько. Первый - это существенное увеличение бремени всего на одну отрасль, на розничную торговлю, при всем том, что она сейчас динамично развивается. Налог может остановить ее развитие".
Второй минус, по мнению Михаила Орлова, - это сложность в идентификации объекта налогообложения. "Возьмем простой пример: если мы приходим и оплачиваем коммунальные платежи за наличный расчет, то наши деньги - это объект налогообложения, а за безналичный расчет - уже нет. Возникает определенная несправедливость. Тогда все начнут переходить на безналичный расчет, чтобы не платить лишние деньги".
И третий минус- это так называемая проблема каскадирования. Как поясняет эксперт, речь идет о двойном налоге. "Я приобретаю товар в рознице, уплачиваю налог с продаж, потом товар использую уже в своем производстве и продаю. И снова плачу налог с продаж,- отмечает он. - В цене товара уже заложен входящий налог, который я никак не могу зачесть в отличие от НДС. Поэтому чем сложнее будет произведенный мной товар, тем больше вероятность появления двойного налогообложения и, соответственно, больше его цена". А это, говорит Орлов, уж точно не приведет к повышению конкурентоспособности отечественных товаров.