Россия, как говорит вице-премьер Дмитрий Рогозин, ведет освоение северных территорий по принципу так называемой технологической экологии. Каждый корабль, который проходит маршрутами арктического бассейна, объяснил он недавно в эфире "Россия 24", обратно идет не пустой. А вывозит на материковые свалки, например, пустые бочки, завезенные еще в советское время и, ржавея, загрязняющие окружающую среду. "Такая технологичная экология нам понятна: она связана с воссозданием среды обитания", - подчеркнул вице-премьер. И добавил, что сохранить экологию в Арктике, конечно же, можно, просто ничего не делая. Но можно пойти и другим путем: делая, но чисто. Изменяя технологии, чтобы войти в Арктику с теми, которые не будут наносить ущерб природе.
Более того, может быть создана специальная прокуратура для надзора за экологическим состоянием Арктики, сообщил Генпрокурор России Юрий Чайка.
Конечно же, в России тоже озабочены сохранением природы Арктики. И ищут варианты арктической стратегии, призывая спешить медленно. "Сейчас надо заниматься созданием испытательных полигонов, отрабатывать оборудование, - пояснил свою позицию Геннадий Шмаль, президент Союза нефтегазопромышленников России. - И только в том случае, если надежность оборудования будет 99,9 и еще пять девятых процента, можно выходить на арктический шельф. Иначе можем погубить планету".
А пока надо продолжать разведку полезных ископаемых, развивать транспортную инфраструктуру, больше внимания уделять экологии и разработке месторождений на суше. И искать технологии. Сегодня, увы, не существует максимально безопасных технологий освоения Арктики. Причем не только в России, но и за границей, подтвердил ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев.
Но есть и другая сторона медали, напоминает он. Когда Россия делила шельф Баренцева моря с Норвегией, то в Европе рассчитывали, что на своей территории найдут гигантские залежи нефти и газа, что на долгие годы снизит зависимость ЕС от России. Но не нашли. "И решение Европарламента, не исключено, связано с желанием сделать хорошую мину при плохой игре: раз бурить нечего, то можно начать кампанию против бурения. Все равно ни одна европейская компания при этом не пострадает", - резюмирует собеседник "РГ".