На специально созванной коллегии минэкономразвития Шувалов разбирал спор между главой Федеральной антимонопольной службы Игорем Артемьевым и министром транспорта Максимом Соколовым.
Ранее ФАС отменила концессионное соглашение на автодорогу Стерлитамак - Кага - Магнитогорск, которое предусматривает 100-процентное покрытие концедентом (властями Башкирии) затрат концессионера на строительство и эксплуатацию дороги - около 22 миллиардов рублей в течение 15 лет. Концессионер подал иск к ФАС в Арбитражный суд Москвы, заседание назначено на 6 апреля.
Позиция антимонопольщиков встревожила крупных игроков рынка концессий, которые увидели угрозу нынешним и новым проектам со 100-процентным покрытием утвержденных затрат концессионера. По такой схеме, в частности, идет строительство участков Центральной кольцевой автодороги и развернуты пункты системы "Платон" для сбора платы с большегрузов.
Игорь Артемьев назвал соглашение по дороге через Башкирию "очковтирательством". Фактически это госзакупка, причем в данном случае появляется возможность обойти конкурентные процедуры и завысить стоимость работ, считает Артемьев. ФАС не против государственно-частного партнерства (ГЧП), но должен быть минимальный порог инвестиций, которые берет на себя концессионер, и четкая грань между госзакупками и концессиями в законодательстве.
Министр транспорта возразил, что это концессионное соглашение по духу и по букве закона. За концессионером остаются риски штрафов за невыполнение тех условий, которые прописаны в соглашении, кроме того, он понесет убытки, если будет строить или эксплуатировать дороже, чем планировал. Соколов согласился, что поправки нужны, чтобы при заключении концессий не было юридических рисков, которые тоже оцениваются инвесторами и ложатся на государство. Замминистра экономического развития Станислав Воскресенский, курирующий ГЧП, также подчеркнул, что повышенный риск невозврата, а не объем инвестиций отличают концессию от госзакупок.
По итогам коллегии первый вице-премьер Игорь Шувалов поручил главе минэкономразвития Максиму Орешкину подготовить необходимые поправки при участии ФАС и минтранса и постарался успокоить рынок - массового пересмотра федеральных и региональных концессионных соглашений не будет, сказал он.
Кроме того, по инициативе минэкономразвития закон о ГЧП распространят на информационные системы и их данные. Если хотя бы 20 процентов государственных IT-систем передать в концессию, государство сэкономит около 22 миллиардов рублей. Также это позволит стыковать государственные системы с коммерческими услугами, например, для введения единых билетов или создания систем по мониторингу цен на лекарства.
Сейчас частные инвесторы могут брать на откуп IT-системы (например, фото- и видеофиксации) только в привязке к объектам недвижимости.