21.03.2017 21:24
    Поделиться

    Как сериалы заменили реальную жизнь

    Так вышло, что, устав от жизненных перипетий и от бесконечной суеты, я включил первый сезон сериала "Теория Большого Взрыва" и пропал из жизни надолго. Третий сезон еще только подходит к концу, всего сезонов десять, и нет никаких шансов, что меня отпустит хотя бы до конца месяца. Учеба и поиски работы по-прежнему остаются в приоритете, но теперь все свободное время посвящено одинокому самосозерцанию наедине с очередным ситкомом. Казалось бы, такая форма досуга не подходит жаждущим впечатлений молодым людям. Однако у меня достаточно знакомых, чьи дни проходят именно так, в глубоком затворничестве, в котором варьируется лишь вид цифрового увлечения. Как вышло, что люди, не обремененные обязательствами, стали искать меньше развлечений вне дома?

    Собственно, нельзя сказать, что наша ситуация уникальна. В России за просмотром того же ситкома "Друзья" вполне могли засиживаться и наши родители. Уютный суррогат реальности куда лучше помогает справиться с давлением окружающего мира. Однако наше поколение станет, вероятно, первым поколением, в котором сформировалась целая культура отрицания действительности. Молодые эскаписты сидят дома, читают книги или занимаются компьютером. Общаются в основном посредством соцсетей. Культурные мероприятия мало их волнуют. Реальное общение хороший вариант, но часто весьма утомительный для них. В конце концов всякое увлечение может быть заменено виртуальным аналогом.

    Сиюминутная награда виртуального мира кажется куда более заманчивой, нежели реальные успехи

    Почему так? Ведь казалось бы реальная жизнь лучше, она предлагает куда больше впечатлений, эмоций. Однако уровень тревожности в обществе растет. На молодежи, в целом плохо подготовленной к реалиям, это отражается весьма серьезно. Проблемы в семье, трудности на работе или с ее поиском, трудности на личном фронте - от всего этого порой проще убежать, чем принять как данность. Кто бы ни говорил о том, что реальная жизнь должна быть полна риска и эмоций, но отсутствие всякого островка спокойствия вокруг вынуждает нас самих строить этот остров спокойствия. И окружать его стенами. Потому что сходиться с людьми страшно и тяжело.

    Эскапистам тревожно и неуютно. Знакомая смотрит аниме - в ее семье что-то не ладится и она предпочитает углубляться в сюжетные арки и в характеры персонажей не выходя с родными на контакт. Приятель смотрит "Черное зеркало" - ему тяжело знакомиться и сходиться с новыми людьми, общение в соцсетях с новым человеком затухает в среднем за четыре-пять дней (статистика, взятая из реального разговора). Я смотрю ситкомы - в них куда уютнее, чем за окном, где озлобленные работой и бытом люди пытаются сгладить свои неровности и острые углы, пьют, ищут точки соприкосновения с другими, но, по сути, также теряют его в бесконечных иллюзиях.

    Тревожность захлестнула общество, несмотря на рост качества жизни, несмотря на успехи и высокие обещания. Призыв не выходить из комнаты, некогда кинутый грустным поэтом в эмиграции, украшает странички нынешних школьников. Умирает желание чуда. Умирает ощущение, что что-то можно построить в этом мире. И сиюминутная награда виртуального мира кажется куда более заманчивой, нежели реальные успехи.

    Я снова не буду спать до глубокой ночи. Ситкомы сглаживают тревожность и позволяют заглушить внутренний голос, укоряющий за отсутствие стимула бороться и продолжать. Каждый может кинуть свой камень в эскаписта. Но на фоне общих разочарований у всякого могут опуститься руки. Задумайтесь, может, это уже происходит и с вами?

    Поделиться