Если угроза не была реальной, принудительная доставка активиста в отдел полиции может расцениваться как "неправомерное ограничение конституционных прав на свободу и личную неприкосновенность и на проведение публичных мероприятий, влекущее установленную законом ответственность".
Основанием для проверки положений статьи 13 Федерального закона "О полиции" стала жалоба Владимира Сергиенко из Белгорода. В 2015 году он вышел на одиночный пикет, который сотрудники правопорядка потребовали прекратить через 25 минут после начала, а еще через 15 минут забрали Сергиенко в отдел полиции. Через час его отпустили без предъявления обвинения и составления протокола, но когда Сергиенко обжаловал действия полицейских как незаконные и потребовал возмещения морального вреда, суды не нашли доводов в его поддержку.
- Суды указали, что при проведении заявителем одиночного пикета назревала реальная угроза его жизни и здоровью, возможность расправы с ним и именно с целью устранения такой угрозы он был доставлен в помещение отдела полиции, - сказано в материалах КС. - При этом тот факт, что Сергиенко не был впоследствии привлечен к административной ответственности, сам по себе не означает, что оспариваемые действия сотрудников полиции были незаконными, поскольку должностные лица отдела полиции не могли заранее знать результат, которым закончится рассмотрение обстоятельств события.
Однако по мнению белгородца, в данном случае положения закона о полиции вступают в противоречие с Конституцией РФ: нарушается право граждан на личную неприкосновенность и на свободу собраний. В данном случае, считает пикетчик, полиция воспользовалась угрозой его жизни как предлогом и фактически сорвала акцию, даже не попытавшись разрешить проблему на месте.
Судьи КС, изучив материалы дела, еще раз указали, что задача сотрудников полиции - обеспечение безопасности и защита граждан. Однако угроза должна быть реальной - только в этом случае граждан можно принудительно доставить в безопасное служебное помещение.
- Произвольное применение данной меры по отношению к проводящему одиночное пикетирование гражданину, притом что его результатом оказывается фактическое приостановление или даже прекращение этого мероприятия, нарушает конституционное право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (статья 31 Конституции РФ), - указал КС.
Таким образом, статья 13 ФЗ "О полиции" сама по себе не противоречит Конституции РФ, но ее положения могут применяться только в толковании, данном Конституционным судом РФ. Дело Сергиенко будет отправлено на пересмотр.