- Я почувствовала динамику, с каждым разом мне удавалось испечь торт все лучше и лучше. Появились первые заказчики, в основном знакомые, и глядя на рекламу интернет-кондитерских, я поняла, что могу организовать свое дело не хуже.
У Ани уже были кое-какие деньги, и она заказала ИТ-специалисту разработку и продвижение своей страницы в социальных сетях.
- У меня, конечно, была личная страница, где я выкладывала фото с тортиками, но продвижением бизнеса в интернете должны заниматься специалисты. Они разместили рекламу в различных группах, собрали подписчиков, в итоге за два с половиной года их набралось 26 тысяч. Кстати, на моей личной странице их уже 24 тысячи, особенно их прибавилось после того, как я развелась, - улыбается Аня.
На повара-кондитера она совсем не похожа. Но внешность обманчива. Именно железный характер помог Анне развить свое дело. С появлением собственной страницы заказов прибавилось. К тому же для привлечения клиентуры пришлось увеличить ассортимент продукции. Аня колдовала с рецептурой, училась у конкурентов (кондитеров в Ростове пруд пруди) и работала днем и ночью. Тогда юной предпринимательнице было всего 18 лет.
Одними из ее постоянных клиентов стали... малыши.
- Дети сейчас очень грамотные, многие уже лет с восьми делают заказы по интернету, - рассказывает Анна. - Правда, часто маленькие клиенты не могут толком объяснить, что именно они хотят. Поэтому сначала мы ведем долгие переговоры, выбираем крем, нужные ягоды, количество слоев. В основном детвора хочет преподнести торты ко дню рождения родителей или бабушки с дедушкой. Приходят за "сюрпризом", конечно, в сопровождении взрослых, но оплачивают заказ из своих карманных денег, отложенных к знаменательной дате.
В отличии от сверстников времени на развлечения у Ани практически не осталось, надо было совмещать учебу и бизнес, но зато появились свои деньги, которых хватало и на еду, и на одежду, и на небольшие путешествия.
- Это же здорово, когда у тебя есть свои деньги. Можно, конечно, надеяться на деньги мужа, но, как показывает практика, мужчины, которые много зарабатывают, на женщину-иждивенку смотрят как на вещь. Я не хочу быть обузой для кого-то, поэтому стремлюсь к финансовой независимости, - признается девушка.
Сейчас Аня учится уже на четвертом курсе и пишет диплом, она без пяти минут сотрудник таможни. Но девушка поняла, что эта деятельность ее больше не интересует, ей нравится заниматься собственным бизнесом и она готова перейти в новый формат - открыть кафе-кондитерскую. Хотя это оказалось совсем не просто.
- Пришлось получать сертификаты на продукцию, разрешение на торговлю, договор с Роспотребнадзором и пожарной инспекцией. Но самое трудное - оформление в налоговой инспекции, - считает Анна.
При этом изысканно украшенные торты, эклеры, профитроли, конфеты ручной работы и прочие сладости для кафе она изготавливала сама. В итоге спустя месяц работы кафе линейка продукции здесь расширилась до 60 позиций. Одних только тортов 30 видов.
Девушка изучила спрос и сделала ставку на чизкейки (американские торты с сырным кремом). Работать с ними очень сложно, малейшая оплошность - и они расплываются, не держат форму.
- Поэтому я тщательно выбираю поставщиков сырья. Очень важно, чтобы оно было качественное и свежее. Сырье у меня не пропадает, сейчас, можно сказать, я работаю "на витрину" -за день все раскупается. Этому способствует удачный выбор места и постоянная клиентура, знающая мою продукцию по интернет-заказам, - рассказывает Анна.
Одна она уже не поспевает, сейчас взяла в штат четырех работников. Подбирала уже готовых специалистов, чтобы могли работать с кремом, придавать тортам и пирожным нужную форму.
Цены здесь недемократичные. Не всякому по карману. К примеру, за маленькое пирожное придется отдать 200 - 300 рублей. Но у Анны своя четкая концепция.
- Я не хочу идти по пути известных в городе кондитерских, которые работают в массовом сегменте. Они снижают себестоимость продукции за счет более дешевого сырья. Я использую только натуральные ингредиенты. Это совсем другая вкусовая категория, и я намерена привлекать клиентов именно качеством.
Окупить первоначальные вложения Анна предполагает уже через полгода. Тогда же и планирует вернуть родителям "заемные средства".
Олег Сухман, совладелец Good Morning Coffee:
- Начинать кондитерский бизнес сегодня - крайне рискованное дело. При открытии таких заведений самая затратная часть - закупка оборудования. Оно импортное, и доля расходов на него может достигать 40 процентов. Ремонт помещения также, скорее всего, потребует инвестиций. Но если собственник держал здание в рабочем состоянии, то косметический ремонт можно сделать за относительно небольшие деньги. Как правило, сдаваемые помещения соответствуют санитарным и пожарным требованиям, поэтому нужно будет потратить на отделку по собственному дизайну и мебель.
При этом стоит отметить, что в Ростове завышенная цена аренды коммерческих помещений, об этом говорят все участники рынка. Собственник готов держать помещение пустым, но не сбавит "справедливую", по его мнению, цену. И несмотря на падение покупательной способности россиян, аренда не дешевеет.
Поэтому в Ростове сегодня много частных кондитеров, которые работают на дому, а соответственно, могут не тратить на аренду, официальную зарплату и налоги, строгий санитарный контроль и так далее. С другой стороны, если Анна ориентируется на эксклюзивность и высокий чек. Для товаров класса люкс существуют свои рыночные законы, и на них кризис не распространяется.
Инна Королькова, директор ростовского регионального агентства поддержки предпринимательства:
- Сегодня основные направления деятельности начинающих предпринимателей на Дону - торговля (32 процента), сельское хозяйство (девять процентов), строительство и услуги перевозки (восемь процентов). Наша организация также занимается финансовой поддержкой начинающих предпринимателей. Так, около девяти процентов предоставляемых займов направляются на финансирование стартапов. В 2016 году 27 процентов от общего числа выданных займов (154) было предоставлено предпринимателям, ведущим предпринимательскую деятельность менее трех лет, в том числе 10 процентов (53 займа) - начинающим предпринимателям, которые не проработали еще и года.