Из множества факторов, обусловивших падение глобального рынка, ключевым является снижение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию.
Среди крупнейших рынков, немногие страны могут утверждать, что им удалось продолжить рост в это непростое время. Одной из таких стран является Россия. Сейчас на нашу страну приходится около 2,5 процента общемировых затрат на средства защиты растений. Это не мало, однако пока мы все еще отстаем от таких стран как США и Бразилия, каждая из которых занимает около 15 процентов мирового рынка пестицидов.
Российский рынок СЗР в денежном выражении вырос с 47 миллиардов рублей в 2014 году до 110 миллиардов в 2016-м в ценах производителя (без учета скидок, которые конечный потребитель получает от участников товаропроводящей цепочки). Несмотря на рост производственных затрат, рынок значительно вырос в натуральном выражении и характеризовался активным внедрением современных агротехнологий, подразумевающих использование высококачественных продуктов. Поэтому можем утверждать, что рекордный урожай, полученный в России в 2016 году, отнюдь не случаен.
Помимо роста цен есть несколько других существенных факторов, которые привели к росту рынка в денежном эквиваленте. Аграрии начинают использовать средства защиты растений на новых территориях, употреблять более сложные продукты, применять интенсивные технологии.
В структуре российского рынка более половины затрат на средства защиты растений в России приходится на зерновые культуры. Здесь используются препараты из всех ключевых сегментов СЗР - гербициды, фунгициды, инсектициды, протравители семян. Максимальный абсолютный (в деньгах) рост на зерновых культурах отмечается в 2016 году в сегменте фунгицидов.
В то же время самый большой относительный рост применения СЗР наблюдается и на сахарной свекле, подсолнечнике и картофеле. В денежном выражении рынок поделен практически пополам между российскими и международными производителями СЗР. В отдельных сегментах (картофель, инсекто-фунгицидные протравители) доля локальных производителей очень низка, в то время как в других (рапс, горох) эта доля стабильно увеличивается.
Следует особо отметить, что заметная часть продукции международных компаний уже сегодня производится на территории России. Технология защиты растений в сельском хозяйстве России становится все более интенсивной. Однако по степени и скорости внедрения инноваций регионы существенно различаются. В среднем российский земледелец тратит на СЗР около 2000 рублей на один гектар посевной площади.
При том, что посевная площадь западной части (западнее Волги) составляет только 40 процентов от общей, на нее приходится 60 процентов всех затрат на средства защиты растений в стране. В то же время на Урале и в Сибири эти показатели вдвое меньше, вследствие преобладающего экстенсивного земледелия и набора возделываемых культур.
Аналогичная ситуация отмечается и в выборе продукта. Земледельцы, работающие западнее Волги, отдают предпочтение оригинальным продуктам производства международных компаний, обладающим, как правило, относительно высокой ценой. Аграрии же восточных территорий чаще применяют более доступные препараты-дженерики.
Сравнение эффективности агротехнологий, используемых в разных регионах нашей страны, а также за ее пределами, показывает, что у России существует огромный потенциал для дальнейшего развития в аграрном секторе. Приведем лишь один пример. В 2016 году 60 процентов площадей под подсолнечником в Южном и Центрально-Черноземном регионах обработано гербицидами. В этих регионах с гектара собрали 20-25 центнеров подсолнечника. В Поволжье и на Урале доля обработанных площадей не превышала 35 процентов, а урожайность составила в среднем 6 - 12 центнеров с гектара. Средняя урожайность подсолнечника в РФ составляет сегодня около 16 центнеров с гектара. Для сравнения - в Венгрии, где гербицидами обрабатывается 98 процентов площадей, один гектар дает в среднем 28 центнеров.
Таким образом, анализ российского рынка СЗР показывает, что последовательное внедрение современных технологий в области растениеводства, будет способствовать максимальному использованию потенциала российской земли и способно сделать рекордные урожаи нормой жизни.
Справка "РГ"
Исследовательская компания "Клеффманн Групп", созданная в 1990 году регулярно проводит маркетинговые исследования в области сельского хозяйства более чем в 70 странах, занимая лидирующее положение в своей области. Универсальная методика обработки данных позволяет компании превращать информацию, собранную в разных уголках мира непосредственно от земледельцев, в единую достоверную картину глобального аграрного рынка. В России "Клеффманн Групп" уже более 20 лет успешно сотрудничает со многими производителями средств защиты растений, семян и другими участниками сельскохозяйственного рынка.