Тактически, проблема состоит в том, что при таких темпах ресурсов станет недостаточно для решения важнейших задач в сфере борьбы с бедностью и неравенством, развития инфраструктуры и т.д. Стратегически, низкие темпы роста означают, что ресурсов развития не хватает и на модернизацию производственного аппарата. А это будет означать постепенную утрату конкурентоспособности российской продукции.
Устойчивость кризиса определяется, по сути, развитием двух крупных противоречивых процессов. Базовым противоречием, которое станет структурировать развитие российской экономики в среднесрочной перспективе, является противоречие между необходимостью повышения реальной оплаты труда - и невозможностью сделать это в рамках сложившейся экономической модели.
С одной стороны, российская экономика нуждается в расширении потребительского спроса, только оно способно создать достаточные стимулы и для устойчивого роста инвестиционной активности.
Однако возможностей ускоренно повышать заработную плату нет ни со стороны компаний, ни со стороны государства. При сложившемся технологическом уровне и качестве институтов ключевым становится фактор ценовой конкурентоспособности российской продукции. На рубеже средней оплаты труда в 900-1200 долл. начинают действовать факторы, сдерживающие экономический рост и предполагающие девальвацию. Для государства ускоренное повышение заработной платы означает возникновение не подлежащих сокращению в условиях сжатия доходной базы бюджета обязательств по расходам бюджета.
Высокое давление на доходы компаний со стороны трудовых издержек могло бы быть компенсировано за счет повышения эффективности компаний обрабатывающих производств. Но здесь против конкурентоспособности работает проблемный узел "дефицит доходов - дефицит инвестиций - низкая эффективность компаний - дефицит порождаемых доходов".
Умеренная рентабельность бизнеса порождает дефицит инвестиций в основной капитал (и вследствие дефицита ресурсов, и вследствие высоких рисков). Он, в свою очередь, ведет к замедлению инновационного процесса и обновления производственного аппарата, что сказывается на эффективности бизнеса. Последний фактор обуславливает усиление дефицита доходов компаний в условиях необходимости быстрого повышения реальной заработной платы.
Не претендуя на создание всеобъемлющего плана, можно выделить несколько направлений действий, в совокупности позволяющих создать достаточный потенциал для ускорения экономического роста на 1-1,5 процента в среднем за год (до 3,5-4% в год).
1. Взаимосвязанное повышение производительности труда, реальной заработной платы и потребления населения. Интенсивное обновление производственного аппарата способно привести к выходу к 2030 г. производительности труда в России примерно на уровень экономически развитых стран. Это, в свою очередь, позволит быстро повышать зарплату и потребление населения.
Возникает существенный социальный риск: высвобождение примерно 4-5 миллионов занятых, из которых около 1,5 миллиона возьмет на себя демография, но 3-3,5 миллиона надо "где-то" занять. Подобный маневр означает:
- необходимость переобучать примерно миллион занятых в рамках маневра между "тормозящими" и интенсивно развивающимися секторами экономики;
- необходимость трудоустроить в малом бизнесе три миллиона занятых, высвобождающихся из крупных и средних предприятий;
- проблематизируется целесообразность повышения пенсионного возраста.
2. Обеспечение импортозамещения на приростах инвестиционного и потребительского рынков.
В настоящее время при расширении потребительского рынка на 1 процент потребительский импорт в среднем расширяется на 0,2%, инвестиционный - на 0,3% на 1% роста рынка. В принципе есть возможность снизить соответствующее соотношение до 0,1-0,15% расширения импорта на процент прироста рынка для потребительского рынка и до 0,2% для инвестиционного - что способно создать для российской экономики дополнительное пространство роста. Для этого необходимо развертывание комплексных программ освоения рынков, включающих в себя импортозамещение как первый этап экспансии на внешние рынки.
3. Формирование полноценной системы поддержки неэнергетического экспорта.
С одной стороны, в нашей стране - одна из самых слабых среди развитых стран система финансовой поддержки экспорта, что ведет к колоссальному недоиспользованию экспортного потенциала. У нас одно из наименее экспортно ориентированных машиностроений среди развитых стран: экспортируется всего 11% производимых машин и оборудования (в США - 31%, Германии - 49%, Республике Корее - 37%). Выстраивание такой системы может дать дополнительно 1-1,5 проц. пункта динамики экспорта.
4. Развитие новых технологических рынков.
Особенность следующих 10-20 лет - технологический рывок. Это означает возникновение "технологического зазора": группы новых, пока еще не занятых крупными транснациональными корпорациями, технологических рынков (беспилотные транспортные средства, новое здравоохранение, "умная еда", новая энергетика и т.д.). Сформулирована и начала реализовываться Национальная технологическая инициатива, направленная на то, чтобы захватить на них хотя бы 3-5%. Это в принципе даст нам возможность экспортировать на новые рынки до 16-18 млрд долл. к 2025 г.
Сочетание всех этих действий способно, по крайней мере, вывести нашу экономику из стагнационной ловушки, обеспечив прибавку в темпах роста в 1-1,5 проц. пункта. Это, в свою очередь, способно стать основой для решения проблем следующих 10-20 лет. Но все это уже - совсем другая история будущего. А пока надо решить насущные задачи - а то до перспективных может и дело не дойти.