Бенгт Роберт Хольмстрём, профессор экономики Массачусетского технологического института, президент "Эконометрического общества" (2011), лауреат Нобелевской премии по экономике (2016) полагает, что будущее рынка рабочей силы - очень важный и сложный вопрос. "Конечно же, изменится рынок труда, а также наши стимулы и поощрения. Но каким образом это произойдет, никто этого не может утверждать сейчас. С моей точки зрения, самый интересный вопрос - это те перемены, которые предстоят организациям. Большинство стимулов, конечно же, предлагается фирмами, компаниями и различными организациями. В целом они не представляют собой исключительно денежные стимулы, - заявил г-н Хольмстрём.- Эти стимулы создаются немного другими инструментами - бюрократическими. И сам способ организации этих компаний и организаций, сама их структура предполагает дополнительные стимулы. На сегодняшний день сложность представляет не столько технологическое развитие и его темпы, сложность представляют сами организационные технологии, то, как мы сами себя представляем и организовываем. Поэтому технологии здесь берут второе место после организационных вопросов. Мы живем в очень интересные времена. И будущее нам покажет, насколько успешно мы сейчас сами себя организовываем. Я полагаю, что сами сделки по своей сути станут более важными, чем бюрократическая структура организаций. Сотрудники получат непосредственную мотивацию рыночных инструментов. Это мое личное мнение".
Из собственного опыта преподавательской деятельности Бенгт Роберт Хольмстрём заключил, что не финансовые стимулы, а стимулы другого характера чрезвычайно важны. "Я был бы очень осторожен в своем подходе к выработке исключительно финансовых стимулов, которые ставят нас в систему неких рамок, в которых очень легко проводить подсчет эффективности труда. В свою очередь, оставляя за бортом многие важнейшие навыки: социальные, культурные, и другие. И именно это стало же в свою очередь причиной нескольких громких скандалов, например, в США. Поскольку преподаватели работали в рамках экзаменационной политики. И в рамках этой экзаменационной политики, например, в Атланте преподаватели и экзаменаторы сами корректировали оценки студентам для того, чтобы повысить их средний балл для оценки собственной эффективности. Позвольте мне подчеркнуть, что, то, что я сказал, не означает, что финансовые стимулы не нужны. Это все лишь означает, что к ним нужно подходить чрезвычайно осторожно", - считает лауреат Нобелевской премии по экономике (2016).
По мнению г-на Хольмстрема, не существует прямой корреляции между средней заработной платой по отрасли или по профессии и стимулами. "Я не хотел бы говорить, что другие, нефинансовые стимулы должны выходить на первое место. Хочу сказать следующее: они должны приходить единовременно. Они должны приходить системно, во взаимоувязке с другими. Если мы переходим на более крепкую систему стимулирования, необходимо обращать внимание на все составляющие организации. Один из самых важных стимулов - это сама структура рабочего места, профессии. Насколько она широка, каковы задания, ответственность, которая лежит на непосредственном сотруднике. И, соответственно, карьерные перспективы, с которыми сталкиваются сотрудники. Я считаю, что это является ключевыми двигателями этого процесса. Ключевыми двигателями мотивации с экономической точки зрения".
Ректор Финансового университета при Правительстве РФ Михаил Эскиндаров заметил: вузы тоже перестраиваются с учетом того, что меняются условия, меняется и система поощрения за труд. "Появляются новые технологии, которые мы называем финансовыми технологиями и, безусловно, и мы, и ведущие вузы перестраивают свой учебный процесс, чтобы на рынок выходили подготовленные к новыми условиями специалисты. Если подробно рассказывать, то, конечно, мы открываем новые направления, новые профили, связанные именно с новыми рынками. Завтра мы будем рассматривать те профессиональные стандарты, которые сегодня готовит тот же финансовый рынок. Мы увидим, какие требования будут предъявлены выпускникам, которые закончат вузы, что им дадут последующие годы, и мы не можем не учитывать эти требования. Будем ли мы абсолютно точно следовать этим профессиональным стандартам? Я не очень сильно в этом уверен. Но, тем не менее, основные требования мы, конечно, будем выполнять, - заявил Михаил Эскиндаров. - Сегодня в России система образования, в первую очередь, высшего образования меняется в лучшую сторону. Если мы еще несколько лет назад имели около полутора тысяч вузов и около 2,5 тысячи филиалов, которые на самом деле зачастую выпускали специалистов, которые не были готовы для работы на рынке. Последний год, особенно последние месяцы, количество таких вузов и филиалов вузов резко сокращается. Улучшается система школьной подготовки, и все это позволяет нам надеяться, что выпускники вузов будут реально востребованы рынком, и те вузы, которые это не смогут сделать, безусловно, окажутся за пределами внимания абитуриентов и соответственно, в последующем - рынка. Это очень важный для них вызов. Вузы к этому должны быть готовы".
По словам ректора Финансового университета при Правительстве РФ, для всех вузов важен вопрос участия работодателей в образовательном процессе и научных исследованиях. Сейчас российские вузы по этим показателям не могут даже приблизиться к американским. "Но первый шаг уже сделан, я сошлюсь на наш университет - сегодня у нас 14 базовых кафедр, формируется 15 базовая кафедра по подготовке руководителей научных учреждений с ФАНО, - поделился Михаил Эскиндаров. - К нам приходят те организации, которые понимают насколько важно, кто к ним придет. Вся четверка - международные аудиторские компании, они все имеют базовые кафедры, за свои же деньги открывают у нас кафедры, работают. Например, кафедра KPMG является выпускающей кафедрой факультета, где все занятия ведут на английском языке. Они читают лекции, ведут все виды учебной деятельности, организуют практику, стажировку, и руководят выпускными квалификационными экзаменами".
По словам исполнительного вице-президента Российского союза промышленников и предпринимателей Александра Мурычева, у работодателей не так много инструментов нематериального стимулирования мотивации к труду, но, тем не менее, хорошо забытые методы морального поощрения уже начинают более активно внедряться. "Общественное признание - это очень сильная мотивация, тем более для молодежи, которая пока еще не очень высокую зарплату имеет. Карьерный рост обеспечивается, в том числе через периодичное проведение аттестаций, которые проводят работодатели в центрах оценки квалификации. Люди получают некие сертификаты, что являются специалистом высокой квалификации в своей специальности, это для работодателя серьезный документ, который является основанием для возможного роста или повышения зарплаты работника".
Александр Мурычев рассказал, что сейчас разрабатываются профессиональные стандарты по различным специальностям и специализациям. "В России свои особенности. Потому что мы от государственной экономики перешли в рыночную экономику буквально совсем недавно, если рассматривать в историческом аспекте. Всего лишь 26 лет назад. И в этой связи, без сомнений, финансовый рынок отчетливо является новым сегментом российской экономики. Мы не имели рыночную финансовую систему. И в этой связи появились десятки новых профессий на финансовом рынке. Поэтому эти профессии нужно описать, нужно квалифицировать эти профессии, нужно предъявлять требования к этим позициям, которые занимают специалисты той или иной квалификации. Для этих целей Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка будет озабочен, и будет этим вопросом заниматься", - поделился исполнительный вице-президент РСПП.
23 марта в Финансовом университете при правительстве Российской Федерации в 10:00 начнется большая конференция, посвященная Smart-технологиям в образовании, а в 12:00 состоится открытая лекция Лауреата Нобелевской премии по экономике (2016) Бенгта Роберта Хольмстрёма. Планируется обсудить ситуацию на рынке труда в целом, и вопросы мотивации, в частности.