О чем договорились участники театрального семинара Союзного государства

На прошлой неделе в Москве проходил двухдневный экспертно-медийный семинар "Театральная культура в Союзном государстве: взаимосвязь и влияние". Его организаторами выступили Постоянный Комитет Союзного гоcударства и Международное информационное агентство "Россия сегодня".

И хотя, по признанию Государственного секретаря Союзного государства Григория Рапоты, для Постоянного Комитета тема эта абсолютно новая, первый блин не вышел комом. В рамках семинара прошли содержательные дискуссии о современном состоянии театров Союзного государства, организации гастролей, развитии театральных связей, судьбе социальных и инклюзивных проектов...

Уже в самом начале дискуссии прозвучало предложение создать российско-белорусскую летнюю школу молодых режиссеров и актеров. По мнению маститых режиссеров, она могла бы стать той площадкой, на которой ребята смогли бы не только поработать вместе, но и просто пообщаться друг с другом. "Последнее, кстати, не менее важно - ведь дружеские связи с юности могут стать отличным шагом к серьезному сотрудничеству в будущем, - прокомментировал предложение Григорий Рапота. - Это вполне посильная задача. Мы ее обсудим с министерствами культуры".

Григорий Рапота, как оказалось, не относит себя к заядлым театралам. Среди белорусских театров он отметил Большой театр оперы и балета, а среди московских - театр Евгения Миронова.

Худрук белорусского драмтеатра им. Горького Сергей Ковальчик, также участвовавший в семинаре, заметил, что культурные связи формируются при помощи гастролей. К примеру, в прошлом году его театр побывал с большими гастролями на Урале, а Малый академический театр приехал в Беларусь. Однако, как полагает Ковальчик, гастрольная деятельность должна иметь постоянную основу.

Как привлечь в театр молодежь и сделать его интересным для современного зрителя? Здесь многое зависит от самих режиссеров и степени энтузиазма, с которой они берутся за свою работу. Такую мысль высказал продюсер и композитор Ким Брейтбург, чей мюзикл "Дубровский" вот уже два года с аншлагами идет на минской сцене. Кстати, этот музыкальный спектакль - пример успешного "союзного" творчества, над ним работали российская команда постановщиков и белорусские актеры-студенты университета культуры и искусств.

- Не всегда все упирается в деньги, - уверен Ким Брейтбург. - Многое зависит от инициативы и желания людей.

С такой точкой зрения согласен популярный актер театра и кино Владимир Гостюхин. Его можно назвать живым воплощением культурных связей между нашими государствами. Родившийся в Свердловске, артист с некоторых пор живет в Беларуси и работает в минском Театре-студии киноактера.

- Должны быть люди, зараженные идеями, - отметил Владимир Гостюхин. - А что касается культурных связей между нашими странами - для меня они никогда не прерывались. Я родился в России, и эту мою первую родину я всегда буду любить. А второй, теперешней родиной стала для меня Беларусь. Я в сердце объединяю эти два государства. В рамках семинара смотрели в театре им Вахтангова спектакль "Евгений Онегин". В зале было много молодежи. В нашем театре киноактера тоже много молодежи.

Худрук белорусского Театра-студии киноактера Александр Ефремов напомнил, что у российских и белорусских актеров одна театральная школа, а руководитель Национального центра современных искусств Беларуси Владимир Галак рассказал об инклюзивном театре, где ведущие педагоги и студенты различных театральных вузов проводят эксперименты по поиску нового театрального языка для общения с людьми с ограниченными возможностями.

Худрук социального проекта "Эхо небес. Голоса русских актеров" Валерия Устинова поделилась опытом по записи аудиокниг с русской и зарубежной классикой, а директор Московского кукольного театра Борис Киркин поведал о планах постановки спектакля для слепых в рамках "Славянского базара в Витебске".