И рассказал, сколько заявок на участки, расположенные рядом, должны подать соискатели бесплатного дальневосточного гектара, чтобы власти создали здесь новый населенный пункт - поселок. "РГ" расспросила Юрия Трутнева и о его недавнем визите во Вьетнам и Индию, где он встречался с властями и бизнесом, чтобы обсудить возможности международного сотрудничества.
Юрий Петрович, какой нужен объем заявок на гектар, чтобы можно было говорить о создании нового полноценного города?
Юрий Трутнев: Пока рамку чуть-чуть сузим, будем говорить о населенных пунктах. Это начиная от 100 заявок. Город - совсем большая заявка, хотя все может быть.
А когда заработает интернет-портал по распределению рыбоводных участков?
Юрий Трутнев: Надеюсь, летом все будет запущено. Информация на портале будет дублироваться на другие языки, чтобы она была понятна иностранным инвесторам.
Могут в этом году появиться новые территории опережающего развития (ТОРы)?
Юрий Трутнев: Могут, но у нас нет какого-то жесткого плана. Мы создаем ТОРы для бизнеса, не для плана. Это как раз та причина, по которой они у нас все живые, все работают. Поэтому если будут новые предложения с экономикой, с инвестициями, с желанием людей работать, мы создадим под них новые ТОРы. То, что такие предложения будут, у меня нет никаких сомнений.
Режим электронной визы могут распространить в этом году на весь Дальневосточный федеральный округ, а не только на регион посещения?
Юрий Трутнев: Думаю, пока нет, надо сначала попробовать, посмотреть, как дело пойдет.
Сейчас на Дальнем Востоке около 30 процентов иностранных инвесторов. Каких пропорций вы хотите добиться по отношению к российским?
Юрий Трутнев: Честно скажу, меня эти пропорции практически устраивают, но они резко изменятся в ближайшее время, потому что стартуют проекты территорий опережающего развития "Свободненская" и "Нефтехимический". Там у нас произойдет увеличение российского объема в два раза, соответственно, иностранных станет не 30 процентов, а 15, а это уже маловато.
Я считаю, что 30 процентов - хорошая цифра, хотя ничего страшного не произойдет, если будет 50. Вряд ли иностранных инвесторов будет больше, потому что люди все-таки больше доверяют своей стране, где знают законы, понимают, как бизнес работает, чего ждать от власти. Когда человек уходит в другую страну, это всегда немножечко с опаской, немножечко по тонкому льду.
Это хорошо видно из вопросов представителей зарубежного бизнеса. Недавно я был с рабочим визитом во Вьетнаме и Индии. И знаете, какое первое заявление они сделали? Больше всего, говорят, нам не хватает информации. И вопросы, которые у них есть, очень понятные. Мы бы задавали такие же. Они говорят: а если что-то пойдет не так, мы можем к вам обратиться? А к кому именно обратиться? А кто будет нам помогать? Очень простые вопросы. И инвесторы должны получать ответы. Это именно та причина, по которой надо ездить, встречаться.
Скажу честно: я не очень люблю зарубежные командировки. Я с удовольствием езжу с познавательными целями, но это, извиняюсь, за свой счет. Когда человек выезжает в командировку, то всегда возникает вопрос: что он там делает? Ему дома, что ли, работы мало? Поэтому я редко принимаю приглашения, но думаю, это тот случай, когда ехать было надо. Такая страна, как Индия, не может выпадать из процесса инвестирования в Россию. Это неправильно. И Вьетнам тоже.
Местный бизнес в основном интересуют льготы?
Юрий Трутнев: Скажу честно, я раньше придерживался другой позиции в отношении преференций. Но сейчас, за три года работы на Дальнем Востоке, я сильно поменял мнение. Я уверен, что нельзя осваивать новые территории без льгот для бизнеса, да и вообще нельзя придать ускорение экономике страны без системы преференций. Не будем их предоставлять, останемся без инвестиций. Вот и все.
Льготы будут расширены?
Юрий Трутнев: Мы думать будем. Это ведь вопрос поиска, идей, мозгового штурма. Конечно, что-то мы заимствовали, например, территории опережающего развития - идея в мире совсем не новая. Особые экономические зоны, как бы они ни назывались, это один из основных элементов, связанных с поддержкой развития определенных территорий. Свободный порт - тоже совсем не новая идея.
С дальневосточным гектаром - чуть-чуть поинтереснее. Какие бы столыпинские реформы ни вспоминали, мы сегодня живем совсем в другой России. Эта идея, я считаю, все-таки новая.
А что помимо инвестиций можно почерпнуть у наших азиатских соседей?
Юрий Трутнев: Мы ищем. И в наших поездках есть и второе содержание. Помимо того, что мы рассказываем о Дальнем Востоке, о преференциях, мы смотрим, как работают, как развиваются другие страны, что нового находят они, думаем.
Я сейчас вам не назову немедленно новых шагов, но они происходят практически каждый день. Вот аквакультура через интернет-сервис, который сейчас создает Фонд развития Дальнего Востока, - ну это забавная такая авантюра, я вам честно скажу. Но она же интересная, если она у нас получится, будет здорово.
Инструмент для поддержки одного гектара. Нам его на ходу пришлось создавать. Я не думаю, что мы этим ограничимся, нам еще очень сильно придется подумать, как сделать, чтобы на карте действительно возникали новые города и населенные пункты.
До конца года мы выйдем еще не с одним и не с двумя законопроектами, потому что привлечение инвестиций - это соревнование. Когда ты в соревнованиях останавливаешься, ты проиграл. Мы проигрывать не планируем.
Индийский бизнес жаловался на высокие пошлины на реэкспорт обработанных бриллиантов, на малый объем поставок камней напрямую из России. Вы дадите поручение по поводу алмазов?
Юрий Трутнев: Обязательно. Это, может быть, стоит за пределами моей компетенции, но я же член правительства и обязан своими мыслями делиться с коллегами. Мне кажется, нужна цельная настройка налоговой системы, и своя, и с нашими соседями.
Сколько раз шел разговор с предыдущими руководителями, компания "Алроса", с людьми, которые курировали этот блок в правительстве РФ - давайте условия создавать для огранки, для изготовления ювелирных изделий. И вот сейчас "Кей-Джи-Кей" (индийская компания, которая намерена создать проект по огранке алмазов в Приморском крае. - Прим. ред.) планирует открыть предприятие.
И задает вопрос: а что делать с НДС? В других странах его нет, а у нас есть. А что делать с таможенными пошлинами на драгоценные изделия? А зачем это все сделано? Никто раньше не мог собрать всю отрасль в одну цепочку и посмотреть? Мы этим занимаемся по рыбе, по лесу более или менее успешно, мы регулируем, держим руку на пульсе.
Сейчас прикинули - надо повышать пошлины на вывоз круглого леса, потому что при предыдущем курсе доллара они были заградительными, а сейчас нет. Сломалась система. Но за этим тоже следить надо. Я поговорю обязательно с министром экономического развития. Мне кажется, нужна постоянная работа по настройке налоговой системы. Не просто по принципу - отобрать у бизнеса, здесь много ума не надо, а настроить так, чтобы в России было выгодно открывать бизнес разных видов деятельности. Это же невозможно, когда мы отдаем десятки тысяч рабочих мест, потому что у нас налоги неправильно отрегулированы. Это же сумасшествие какое-то.
Еще есть нерешенные моменты?
Юрий Трутнев: Не без этого. Мы встречались с госпожой сопредседателем межправительственной комиссии между Россией и Индией, все хорошо, отношения замечательные. Только почему-то у нас на ввоз российского угля пошлины. А у других стран - нет. У Индонезии нет, например. Что это за дружба, когда друзьям не позволяют развиваться? Это же неправильно.
Сегодняшнее состояние экономики как раз обязывает к такому тонкому регулированию налоговой системы по всем направлениям, чтобы выгодно было перерабатывать лес, экспортировать уголь, перерабатывать алмазы. По всем этим цепочкам нужна конкретная работа с ликвидацией барьеров и ненужных элементов, чтобы в России новые производства создавали.
Иностранные инвесторы говорят об упрощении госконтроля по транзитным грузам, в частности, фитосанитарного. Будут послабления?
Юрий Трутнев: Это обязательно надо делать. У нас в режиме Свободного порта это предусмотрено. Мы по всем направлениям смотрим, что мешает. Как только начали заниматься рыбой, убедились: сильно мешает как раз досмотровая процедура. Мешает Россельхознадзор, который может поставить на несколько суток на прикол судно со свежей рыбой, и, извиняюсь, она там портится. Мы со всем этим позанимались. Сейчас вроде бы ситуация улучшается.
В рамках режима Свободного порта поручили сделать единое окно, когда осмотр проводится не всеми службами по очереди, а одной службой. Но мы будем проверять, как этот механизм работает. Нам надо добиваться снижения таможенных простоев. Помните реакцию на одной из встреч, когда нам говорят: может быть, ваши таможенники съездят к нам поучиться? Потому что они так работают, что мочи нет никакой. Я не думаю, что у нас таможенники такие уж совсем плохие. У нас просто нормативные акты так сделаны.