Это уже вторая постановка пьесы Пулинович на ленсоветовской сцене: в прошлом году режиссер Мария Романова выпустила "Жанну" с Еленой Комиссаренко в главной роли.
Режиссер спектакля "Земля Эльзы" - Юрий Цуркану, ученик Товстоногова, Кацмана и Малачевской (ЛГИТМиК), работающий в Театре имени Андрея Миронова. Его любовь - русская классика: Островский, Чехов, Толстой, Горький, Булгаков, Леонид Андреев (причем многие пьесы, за которые он берется, не имели сценической истории). Из современной драматургии он ставил Коляду и Сигарева.
"Земля Эльзы" - история про двух стариков, про то, как "встретились два одиночества".
В главной роли Эльзы Александровны, 76-летней деревенской жительницы, только что ставшей вдовой, - заслуженная артистка России Лариса Леонова.
Эльза и 72-летний Василий Игнатьевич (народный артист России Владимир Матвеев), вдовец, учитель географии, которого вытолкнули на пенсию, и он приехал жить в деревню, - неожиданно обретшие позднее счастье люди. Но в деревне все на виду, люди зубоскалят, считают их чувства блажью… И поэтому вынесен приговор: "Совсем в старческий маразм впали?! На всю деревню позор!". Их герои, по словам Леоновой, "хотят успеть пожить в любви, во взаимопонимании, светло и радостно. Впервые в жизни моя Эльза произносит слова "свидание", "поцелуй", "люблю" - не к детям, внукам, а к мужчине. Это дорогого стоит".
Многие театры России поставили эту пьесу Пулинович. Так, спектакль "Эльза" идет в Театре на Таганке в режиссуре Юлии Ауг. Бенефис на двух актеров труппы старшего поколения.
В 1965 году Лариса Леонова окончила Студию при БДТ имени Горького (курс Георгия Товстоногова) и с этого времени - 52 года! - служит в театре Ленсовета. К слову, актриса занята в Театре имени Андрея Миронова в спектакле Юрия Цуркану "Баба Шанель" по пьесе Николая Коляды.
- Что их роднит - Коляду, его учеников Сигарева, Пулинович? Они видят сюжеты в повседневной жизни и умеют выразить их в сценических образах, - отметил режиссер Юрий Цуркану. - Что касается актеров, я рад новой встрече с Ларисой Леоновой и Владимиром Матвеевым (с ним мы тоже встречались в постановках Театра имени Андрея Миронова). Они большие помощники в работе, безусловные соавторы, удивительно органичны, их пребывание на сцене рождает чудо.
Лариса Леонова призналась, что такие бенефисные роли актерам поступают нечасто, о них мечтают, их называют подарком судьбы.
- Выкладываешь все, что имеешь - душевного, умственного, психологического, только таким образом нужно работать. Ярослава Пулинович рассказала, что моей героине, реальной женщине, тоже 76 лет, она живет в сибирской деревне, и я даже внешне похожа на нее. Роль… Не могу объяснить, сама зачастую не знаю, как она рождается. Не я, а она надо мной работает: все время рядом, ходит по пятам, маячит, издевается, насмехается. Я иногда говорю ей: "Оставь меня в покое, дай мне обед сварить!"…Такое ощущение, что, может быть, у меня что-то получилось. Слава богу, если я себя не обманываю.
В спектакле также заняты народная артистка России Елена Маркина, заслуженные артисты России Ирина Балай, Лидия Ледяйкина, Светлана Письмиченко, Александр Солоненко, артисты Маргарита Алешина, Дарья Циберкина, Алена Баркова.
Ближайшие спектакли пройдут 1 и 18 апреля.
Ярослава Пулинович, драматург:
- Несколько лет назад я была в деревне у бабушки и услышала эту историю - двое стариков полюбили друг друга, а дети их любовь высмеяли и не приняли, потому что "кака така любовь в 80 лет?". Меня эта история очень тронула, она не выходила у меня из головы и день ото дня обрастала новыми подробностями. Именно тогда я подумала, что наше общество так устроено, что чувства детей и стариков им не воспринимаются всерьез. Для общества любовь 14-15-летнего и 80-летнего - одинаковая блажь, дурь, неправильность. И родилась идея написать про современных Ромео и Джульетту, но только "наоборот": про стариков, которых накрыло большое чувство…
Мне понравился спектакль Театра Ленсовета, во-первых, своей человечностью и простотой, а во-вторых, игрой актеров. Они были такие живые, такие настоящие. Особенно запомнилась роль Ларисы Леоновой, она большая актриса, и, мне кажется, эта роль абсолютно легла на нее - в этом спектакле моя Эльза кажется такой сдержанной и в то же время такой хрупкой и ранимой одновременно, это именно тот характер, который я старалась описать в своей пьесе. Мне кажется, спектакль получился в хорошем смысле "акварельным", и мне самой, как зрителю, эта "акварельность" понравилась, зацепила меня.